Система Курсовой Стабилизации Что Это



система курсовой стабилизации что это

Система курсовой стабилизации

Система курсовой стабилизации — вспомогательная электронно-механическая система автомобиля, позволяющая сохранить или стабилизировать траекторию его движения в критических случаях. Автолюбителям, опция больше известна под общепринятой аббревиатурой ESP. хотя у каждого производителя система имеет собственное название (ASC, AdvanceTrac, DSTC, ESC и т.д.). Несмотря на то, что ESP активно используется уже около 20 лет, многие автовладельцы имеют весьма посредственное представление о принципах работы устройства. А отношение людей к избытку электронных опций на борту современных транспортных средств крайне противоречиво: кто-то полностью доверяет удобной и полезной функции, а кого-то устраивает наличие лишь одной АБС.

Первые экспериментальные прототипы ЕСП были представлены в конце восьмидесятых. Фактическим годом создания системы считается 1995 год, но лишь через два года ESP смогла проявить себя в деле. Причиной этому послужили серьезные просчеты немецких инженеров при конструировании Mercedes-Benz А-класса, которые делали машину неустойчивой даже на маленькой скорости. Например, при совершении такого тестового маневра, как переставка , компактный Мерседес мог запросто перевернуться

.

Компании грозил неслыханный скандал — уже реализованные машины были немедленно отозваны, а перед менеджментом автогиганта встала задача о срочной, рациональной и экономически выгодной перепроектировке модели. В начале 1998 года вопрос был закрыт: компакт снабдили новым электронным устройством ESP.

Вслед за Мерседесом подобные системы разработали и внедрили все ведущие автопроизводители, и в последующее десятилетие ESP стало неотъемлемым компонентом интеллектуальной системы безопасности и контроля.

Сегодня ESP используется не только на машинах представительского и бизнес-класса, но и на недорогих эконом-моделях. Автоэкспорты называют ЕСП, не много не мало, как самое важное изобретение в области безопасности после появления ремней. В ближайшем будущем все автомобили ведущих европейских и североамериканских концернов будут снабжены этой системой. В некоторых странах мира в законодательном порядке утверждают требование для производителей об оснащении машин средствами активного контроля.

Как это работает?

Система состоит из ряда датчиков, контролирующих пространственное положение автомобиля, модуля с электроникой и помпы, с раздельным управлением гидравлики каждого тормозного контура. Концептуально ЕСП можно рассматривать как часть системы активной безопасности или как расширенный вариант АБС.

Установленные на каждое колесо датчики с регулярной периодичностью считывают и отправляют на обработку в электронный модуль угловые скорости колес. Еще один датчик следит за углом поворота рулевого колеса, а сенсор-гироскоп отслеживает движение машины по вертикальной оси.

Далее информация со всех датчиков поступает в электронный модуль, где данные сравниваются и в случае необходимости, вводится необходимая корректировка в работу топливной системы и регулировка давления в тормозных магистралях. При экстремальной ситуации в самых общих чертах происходит следующее: система ограничивает подачу горючего, прекращая ускорение и начинает независимое торможение каждого колеса. Эти мероприятия позволяют молниеносно стабилизировать положение автомобиля и направить его в ту сторону, куда повернуты колеса.

Сердце системы — пара микропроцессоров, с огромной скоростью обрабатывающие информацию, поступающую на вход и принимающие решения о мерах по стабилизации движения.

Процесс стабилизации курса

Автомобиль может уйти от намеченного курса в двух случаях. Первый — это занос, то есть, потеря сцепления с дорожным полотном с одновременным скольжением задних шин. Второй случай — снос — потеря сцепления с возникновением скольжения передних колес. Занос может проявиться, например, при езде на заднеприводном автомобиле, если при выходе из крутого поворота резко утопить педаль акселератора. Далее произойдет проскальзывание задних колес, и они начнут движение в наружную сторону дугу поворота. Для предотвращения неприятных последствий, ЕСП подтормозит переднее внешнее колесо и стабилизирует курс машины. При сносе, когда передние колеса теряют сцепление, а авто перестает реагировать на вращение руля и начинает двигаться по прямой, ЕСП притормаживает заднее (внутреннее к повороту) колесо.

Особенности использования

Впрочем, бывают случаи, когда возможно использование системы с остановкой и двух, и трех колес. Многие автовладельцы крайне негативно относятся к подобным возможностям электроники, считая, что такая система препятствует комфортному привычному вождению. Опровергнуть мнение критиков и показать преимущества ЕСП может помочь стандартный тест на обледенелой дороге. При движении в таких условиях у водителя непрофессионала шанс вылететь с полотна на автомобиле, не оснащенным системой курсовой стабилизации, гораздо выше. Недоверие и пренебрежение системой сказано прежде всего с недопониманием принципа работы модулей активной безопасности и непринятия простого факта: ЕСП направляет машину в ту сторону, куда повернуты рулевые колеса.

Однако ESP может стать препятствием в случае, если водитель — спортсмен-гонщик или умудренный опытом профессионал, пожелавший насладиться быстрой экстремальной ездой. Действительно, при подобном стиле вождения, система может стать помехой, вмешивающейся в процесс управления. ЕСП на позволит применить сложные маневры, такой, как управляемый занос и будет ограничивать подачу горючего, таким образом, препятствуя динамичной езде.

Крайне нежелательно подключать возможности системы и при движении в сильно пересеченной местности или по труднопроходимому участку, например, проселочной дороги. Дело в том, что при преодолении некоторых препятствий требуется работа всех колес машины, в то время как, система устойчивости будет подтормаживать, ограничивать подачу топлива и мешать зацепиться шинам за покрытие. Таким образом, применение ЕСП в некоторых случаях нецелесообразно и при необходимости ее следует отключать. Естественно, этого не следует делать неопытным автовладельцам или при вождении с высокой скоростью на загородных трассах.

Если человек хочет идеально овладеть навыками вождения при различных условиях, то необходимо практиковать езду с отключенными системами активной безопасности. Это поможет водителю научиться грамотно оценивать сложившуюся ситуацию, определять момент выхода машины из-под контроля и правильно использовать педаль акселератора при экстремальном маневре.

В некоторых моделях машин отключить интеллектуальные системы контроля невозможно. В таком случае бывает достаточно вытащить какой-либо датчик скорости из гнезда или выдернуть предохранитель помпы, для того, чтобы ЕСП перестала вмешиваться в процесс вождения.

По данным некоторых известных страховых компаний примерно треть транспортных происшествий с трагическим исходом могла бы предотвратить ESP и аналогичные ей системы безопасности. Неблагоприятные условия, сложившиеся на отечественных дорогах, и увеличивающая статистика смертности при ДТП делают использование системы крайне необходимой для предотвращения многих несчастных случаев.

Как работают системы курсовой устойчивости (динамической стабилизации) ESC, DSC и подобные им

В своем стремлении сделать автомобили как можно более безопасными, производители оснащают их всевозможными вспомогательными системами, предназначенными для того, чтобы в нужный момент помочь водителю избежать опасности. Одна из них – это система курсовой устойчивости. На автомобилях разных марок она может называться по-разному: ESC у Honda, DSC у BMW, ESP у подавляющего большинства европейских и американских автомобилей, VDC у Subaru, VSC у Toyota, VSA у Honda и Acura, но предназначение у системы курсовой стабилизации одно – не позволить автомобилю сойти с заданной траектории при любых режимах езды, будь то разгон, торможение, движение по прямой или в повороте.

Работа ESC, VDC и любой другой может быть проиллюстрирована следующим образом: машина движется в повороте с набором скорости, внезапно одна сторона попадает на занесенный песком участок. Сила сцепления с дорогой резко меняется, и это может привести к заносу или сносу. Чтобы предотвратить уход с траектории, система динамической стабилизации моментально перераспределяет крутящего момента между ведущими колесами, и при необходимости подтормаживает колеса. А в случае, если автомобиль оснащен активной системой рулевого управления, изменяется угол поворота колес.

Впервые система курсовой устойчивости автомобиля появилась в далеком 1995 году, тогда получив название ESP или Electronic Stability Programme, и с тех пор стала наибольшее распространенной в автомобилестроении. В дальнейшем устройство всех систем будет рассматриваться на ее примере.

Устройство систем ESC, DSC, ESP, VDC, VSC, VSA

Система курсовой устойчивости представляет собой систему активной безопасности высокого уровня. Она является составной, состоящей из более простых, а именно:

  • ABS
  • системы распределения тормозных усилий (EBD)
  • электронной блокировки дифференциала (EDS)
  • антипробуксовочной системы (ASR).

Данная система состоит из набора входных датчиков (давления в тормозной системе, угловой скорости колес, ускорения, скорости поворота и угла поворота руля и других), блока управления и гидравлического блока.

Одна группа датчиков применяется для оценки действий водителя (данные об угле поворота рулевого колеса, давлении в тормозной системе), другая помогает анализировать фактические параметры движения машины (оценивается частота вращения колес, поперечное и продольное ускорение, скорость поворота авто, давление в тормозной).

ЭБУ ESP, основываясь на данных, полученных от датчиков, подает соответствующие команды исполнительным устройствам. Помимо систем, входящих в состав самой ESP, ее блок управления взаимодействует с блоком управления двигателем и блоком управления АКПП. От них он также получает необходимую информацию и посылает им управляющие сигналы.

Система динамической стабилизации работает, посредством гидравлического блока ABS.

Принцип работы систем ESC, DSC, ESP, VDC, VSC, VSA

ЭБУ системы курсовой устойчивости работает непрерывно. Получая информацию от датчиков, анализирующих действия водителя, вычисляет желаемые параметры движения автомобиля. Полученные результаты сравниваются с фактическими параметрами, информация о которых поступает от второй группы датчиков. Несовпадение распознается ESP как неконтролируемая ситуация, и она включается в работу.

Стабилизируется движение следующими способами:

  1. подтормаживаются определенные колеса
  2. изменяется крутящий момент двигателя
  3. если автомобиль имеет систему активного рулевого управления, изменяется угол поворота передних колес
  4. если машина имеет адаптивную подвеску. изменяется степень демпфирования амортизаторов.

Крутящий момент мотора изменяется одним из нескольких способов:

  • изменяется положение дроссельной заслонки
  • пропускается впрыск горючего или импульс зажигания
  • изменяется угол опережения зажигания
  • отменяется переключение передачи в АКПП
  • в случае полного привода осуществляется перераспределение крутящего момента на осях.

Насколько необходима система динамической стабилизации

Существует немало противников каких-либо вспомогательных электронных систем в автомобилях. Все они, как один, утверждают, что ESC, DSC, ESP, VDC, VSC, VSA и прочие только расхолаживают водителей и к тому же являются просто способом вытянуть из покупателя побольше денег. Свои доводы они подкрепляют еще и тем, что еще 20 лет назад, в автомобилях не было подобных электронных помощников, и, тем не менее, водители прекрасно справлялись с управлением.

Надо отдать должное, что доля истины в этих аргументах есть. В самом деле, многие водители, уверовав в то, что помощь ESC, DSC, ESP, VDC, VSC, VSA дает им практически безграничные возможности на дороге, начинают ездить, пренебрегая здравым смыслом. Итог может быть очень печальным.

Тем не менее, согласиться с противниками систем активной безопасности нельзя. Система курсовой устойчивости необходима, хотя бы как страховочная мера. Как показывают исследования, человек затрачивает намного больше времени на оценку ситуации и правильную реакцию, чем электронная система. ESP уже помогла сберечь жизнь и здоровье многим участникам дорожного движения (особенно начинающим водителям). Если же водитель отточил свое мастерство до такой степени, что система, хоть и работает, но не вмешивается в действия человека, его можно только поздравить.

Дополнительные возможности систем ESC, DSC, ESP, VDC, VSC, VSA

Система курсовой устойчивости, помимо своей основной задачи – динамической стабилизации автомобиля, может выполнять и дополнительные задачи, такие как предотвращение опрокидывания машины, предотвращение столкновения, стабилизация автопоезда и другие.

Внедорожники, в силу высоко расположенного центра тяжести, склонны к опрокидыванию при вхождении в поворот на высокой скорости. Для предотвращения такой ситуации предназначена система предотвращения опрокидывания, или Roll Over Prevention (ROP). В целях повышения устойчивости подтормаживаются передние колеса автомобиля, и снижается крутящий момент двигателя.

Для реализации функции предотвращения столкновения системам ESC, DSC, ESP, VDC, VSC, VSA дополнительно требуется адаптивный круиз-контроль. Вначале водителю подаются звуковые и визуальные сигналы, если реакции не последовало – автоматически нагнетается давление в тормозной системе.

Если система курсовой устойчивости выполняет функцию стабилизации автопоезда на автомобилях, оснащенных тягово-сцепным устройством, то она предотвращает рыскание прицепа за счет подтормаживания колес и уменьшения крутящего момента двигателя.

Еще одна полезная функция, которая бывает особенно необходима при езде по серпантину, заключается в повышении эффективности тормозов при нагреве (название Over Boost или Fading Brake Support). Работает она просто – при нагреве тормозных колодок автоматически повышается давление в тормозной системе.

Наконец, система динамической стабилизации может автоматически удалять влагу с тормозных дисков. Активизируется такая функция при включенных стеклоочистителях на скорости свыше 50 км/ч. Принцип действия заключается в кратковременном регулярном повышении давления в тормозной системе, в результате чего колодки прижимаются к тормозным дискам, те нагреваются и попавшая на них вода частично снимается колодками, а частично испаряется.

Как оцениваете статью?

Loading.

Источники: http://www.lyxavto.ru/330-sistema-kursovoy-stabilizacii-esp.html, http://znanieavto.ru/komfort/cistema-kursovoj-ustojchivosti-i-dinamicheskoj-stabilizacii.html








Комментариев пока нет!

Поделитесь своим мнением