Когда Подешевеет Бензин В России



когда подешевеет бензин в россии

Почему не дешевеет бензин

Нефтяные цены падают

Весной 2008 года нефть стремительно дорожала и многие аналитики прогнозировали, что цена вскоре достигнет $150 за баррель. В частности, такого мнения придерживался руководитель подразделения по сырьевым рынкам инвестиционного банка Goldman Sachs Джефри Курье. Возможно уже летом , - сказал он. В июле нефть действительно подошла вплотную к этой отметке, но после этого начала стремительно дешеветь. К началу октября цена барреля опустилась ниже $80. Ага! , - подумали наивные российские граждане, - наконец-то бензин подешевеет! . Не спешите , - предостерегли их другие, сначала нефтяные компании должны продать имеющиеся на складах остатки топлива, произведённые из дорогой нефти, и только потом. . Когда же наступит это потом ? Стоит ли ждать снижения цен на бензин в России?

Бензин дешевеет.

Согласно данным Федеральной службы государственной статистики РФ (бывший Госкомстат), в начале августа литр наиболее популярного в России бензина Аи-92 в среднем стоил 24,45 рубля, в начале сентября - 24,05 рубля. К концу сентября цена снизилась до 23,76 рубля. Тенденция налицо - бензин дешевеет, за полтора месяца цена опустилась на 3%. Но граждане ждали большего, ведь цена сырой нефти за это время уменьшилась почти наполовину! Возможно, понижательная тенденция на топливном сдерживается по причине накопленных на складах запасов топлива, которых надо продать без убытка, но можно с уверенностью говорить, что даже спустя несколько месяцев существенного падения цен на бензин ждать не стоит.

. местами сильно.

Почему же российские нефтяные компании не желают снижать цены на АЗС? Если посмотреть на динамику мирового рынка, то видно, что цены на бензин движутся вместе с нефтяными. Фактор накопления запасов не принимается в силу, подешевела нефть - снижай цену на бензин. На внешнем рынке российские компании, также как и остальные, адекватно понизили цену экспортируемого топлива.

. но не в России

Так в чём же дело? И куда смотрит правительство? Почему оно не заставляет нефтяников следовать мировой тенденции? Не секрет, что на российских АЗС бензин сейчас продаётся дороже, чем в США. Куда это годится? В стране, занимающей первое место в мире по добыче нефти бензин стоит дороже, чем в Америке! В других нефтедобывающих странах бензин стоит очень дёшево. Венесуэла, Иран, Туркменистан держат крайне низкие цены на внутреннем рынке (порядка $0,1 за литр). Более того, в Туркменистане каждый автовладелец, расходующий до 120 литров бензина в месяц, получает его на бензоколонках совершенно бесплатно. Впрочем, перечисленные страны мировое сообщество относят к изгоям, поэтому не будем на них равняться. Попробуем разобраться, как обстоят дела в других странах.

Дешевый и дорогой бензин

Пора, наконец, разобраться, почему цена автомобильного топлива в разных странах различается более, чем на порядок. Отчего, например, в Турции за литр бензина придётся выложить два доллара, в России - один доллар, а в странах с недемократическим режимом на доллар можно наполнить бензобак до отказа?

Священная корова

Вот так прямо и открыть Cекрет? Нет, сначала нужно сделать небольшое отступление, которе поможет лучше понять принципы ценообразования на топливном рынке разных стран. Отложим бензин в сторону и поговорим о более простом продукте - обычной водке.

Как известно, из тонны зерна можно получить 320-340 литров спирта. Тонна зерна стоит примерно 5000 рублей. Путём несложных подсчётов получаем, что литр спирта обходится в 15 рублей. Каждый знает, что из литра спирта выходит четыре бутылки водки и стакан. Чтобы упростить расчёты, стакан считать не будем. Допустим, что переработка зернового сырья (назовём это по-нефтяному - процессингом) удваивает его стоимость. Получится, спирт в водке стоит 7,5 рублей. Пусть тара, этикетка и вкусовые добавки стоят столько же. Итого, себестоимость поллитрушки - 15 рублей. Почему же в магазине с нас за эту бутылку просят не 15 рублей, а 80 или даже 100? И тут обманывают?

Дело в том, что цена бутылки водки состоит из следующих слагаемых: себестоимости самого товара, прибыли производителя, акциза, НДС, оптовой и розничной наценок. При этом прибыль производителя и торговые наценки, как правило, не превышают 10% (на каждом этапе). Самая большая величина в этой сумме - это акциз на алкогольную продукцию. Теперь понятно, к чему всё клонится?

Доля государства

В разных странах правительство по-разному подходит к вопросу налогообложения нефтегазовой отрасли. Страны, входящие в первую группу, облагают производителей топлива исключительно высокими налогами, составляющими более половины розничной цены. Бензин в результате получается очень дорогой. К таким странам относятся ранее упомянутая Турция, а также Франция, Германия, Финляндия - почти вся Европа. В другой группе находятся страны, установившие для нефтяных компаний относительно невысокие налоги (примерно 20%). Крупнейшим представителем этой группы являются Соединённые Штаты Америки. Страны третьей группы поступают наоборот - дотируют из бюджета выпуск топлива, что и обеспечивает низкие цены. Так поступают Эквадор, Ангола, Нигерия, Малайзия, Боливия, Индонезия, Сирия, Аргентина, а также страны Персидского залива.

Велики ли налоги в России

В России всё обстоит как в лучших домах Лондона. На акцизы и налоги приходится чуть больше половины розничной цены топлива. Стоимость сырой нефти, процессинг, оптовые и розничные наценки играют гораздо меньшую роль. Таким образом, если нефтеперерабатывающие заводы станут получать сырьё бесплатно и перерабатывать его безвозмездно, то цена такого дармового топлива всё равно останется на довольно высоком уровне, ведь государственные сборы придётся платить даже в этом случае.

Что же из этого следует

Перестаньте смотреть на биржевые котировки нефти. Они почти не влияют на цифры, указанные на бензоколонках. И не возлагайте слишком большие надежды на высокий урожай зерновых - водка тоже дешеветь не будет.

Когда подешевеет бензин

vsgram Мыслитель (5209) 9 лет назад

Тогда, когда отремонтируют дороги.

Сергей Сергаев Гуру (4367) 9 лет назад

Посмотри статистику роста парка автомобилей в России.

ГРЕШНЫЙ АНГЕЛ Гуру (4752) 9 лет назад

когда запасы бензина подойдут к концу и люди найдут новое топливо.

Руслан Сафаров Профи (508) 9 лет назад

То что бензина осталось на 4 года - бред (Бисмарку).

Запасы России составляют не один млрд. кубов, что примерно хватит на 70 лет, включая экспорт.

Дело в том, что Российскийй бензин не конкурентноспособен на мировом рынке, в виду этого наши умные нефтяные компании покупают вышки (нефтяные скважины) за рубежом, после чего у них появляется та самая конкурентноспособность и т.к. наши тем самым находятся на этом мировом рынке они не могут диктовать ценовую политику нефти (ею командует США). Так нашим приходится не отставать по ценам.

Делаю в конце своего длинного ответа вывод.

Виной дороговизне бензина в России является - инфляция.

более 50% цены - это пошлина и всякие налоги нашего государства!

так что спрос с него. с государства.

Был ли дешев бензин в СССР и когда он подешевеет в России?

Когда упадут цены на бензин - вопрос, который никого не оставляет равнодушным. Сравнивая цены на бензин в ряде стран и сопоставляя эти цены с российскими, поневоле приходится задаваться вопросом: как получается, что мы, жители нефтедобывающей страны, платим за топливо для своих автомобилей довольно высокую цену?

Пытаясь выявить причины такой несправедливости, одни аналитики обращаются к отечественным и зарубежным показателям нефтедобычи и нефтепереработки, которые, в совокупности с уровнем рыночной конъюнктуры и политикой государства, влияют на розничную цену литра бензина. Другие обращаются к недалекому прошлому нашей страны, ее социалистическому периоду, когда всё вокруг стоило считанные копейки, в том числе и бензин, чтобы понять, что же изменилось к настоящему времени.

У старшего поколения россиян времена СССР ассоциируются с копеечными ценами, по сравнению с которыми, нынешние цены наводят на мысли о затертом клише - «хищном оскале капитализма». Оглядываясь на социалистическое прошлое, попытаемся понять, насколько правы те, кто ругает современность и печалится по дешевой жизни в милом их сердцу СССР.

    Цены на бензин в СССР и постсоветский период

Ценовая политика в СССР осуществлялась Государственным комитетом цен, и Прейскурант №083 от 1968 г. устанавливал стоимость бензина из расчета не на литр, а на 10 литров, для существовавших тогда марок А-66, А-72, А-76, АИ-93, АИ-98. Самым дешевым был бензин А-66 (0,6 руб. за 10 л), а самым дорогим – АИ-98 (1,05 руб. за 10 л). Для А-72 данный прейскурант устанавливал цену в 0,7 руб. для А-76 – 0,75 руб. для АИ-93 – 0,95 руб. за 10 литров топлива.

К концу 70-х - началу 80-х годов прошлого века цены повышались как на отдельные марки, так и на все группы бензина. К примеру, литр бензина А-72 в 1981 году стоил 0,14 руб. А-76 – 0,15 руб. АИ-93 – 0,2 руб. В течение последующего десятилетия А-76 подорожал до 0,3 руб. АИ-93 – до 0,4 руб. за литр. Таким образом, те, кто называет цену в 40 копеек за литр «советского» бензина, в общем-то, правы: именно такими были цены на бензин вплоть до распада СССР.

С переходом к рынку началась повсеместная перестройка секторов экономики и сфер влияния. Следующие несколько лет после распада СССР страна переживала кризис, в течение которого население страдало от перманентного ценового хаоса и скачков инфляции. Начав свое восхождение с 8 руб. за литр в 2000 году, средняя цена литра бензина к концу октября г. достигла 30,7 руб.

    Сколько бензина можно было купить в СССР на свою зарплату?

Попробуем выполнить простейшую калькуляцию и подсчитать, сколько литров бензина мог купить на среднюю зарплату среднестатистический гражданин СССР, и сравнить эту цифру с соответствующим показателем современного периода. Для этого возьмем показатель средней зарплаты в СССР за десятилетие с 1980 до 1990 гг. (177 руб.) и разделим на стоимость 1 л бензина (0,4 руб.). Выходит, что в СССР автовладелец мог позволить себе купить в течение месяца 441 литр бензина.

Согласно статистическим данным за год, средний доход россиянина составляет 20,4 тыс. руб. в месяц. Разделив данный показатель на среднюю цену литра бензина (30,7 руб.) получим 664 литра. Таким образом, получается, что сегодня россиянин может купить на свою зарплату в 1,7 раза больше бензина, чем житель СССР.

Некоторые поспешат оспорить такой подход к оценке покупательной способности индивидуума в бензиновом сегменте. И будут правы, ведь текущие расходы россиян в рамках потребительской корзины несопоставимо выше сегодня, чем во времена СССР. Расходы на товары и услуги, за которые россияне раньше платили считанные копейки, сегодня занимают львиную долю бюджета средней российской семьи.

Если брать в расчет не весь доход, а ту сумму, которая остается после покупки еды и одежды, оплаты услуг ЖКХ, расходов на лекарства, образование и т.д. то становится ясно, что сегодня среднестатистический россиянин не сможет позволить себе покупку даже 441 л бензина. В СССР услуги ЖКХ стоили мизер, а образование и медицина были бесплатными. Сегодня те же расходы на ЖКХ составляют, по последним данным, 25% от средней потребительской корзины.

Остаток зарплаты после расходов на самые неотложные нужды будет явно не в пользу современных зарплат и цен на бензин. Однако нельзя закрывать глаза на то, что собой представляла плановая экономика советского периода, и какие возможности она открывала россиянам в плане владения и пользования автомобилями.

    Уровень цен на бензин определяется спросом на него

Ностальгируя по относительно низким ценам советского периода, некоторые забывают, что это был период тотального дефицита, когда то, что было доступно тысячам избранных, было недоступно сотням тысяч остальных граждан огромной страны.

Сегодня каждый четвертый россиянин является владельцем личного автотранспорта, и на тысячу жителей России приходится 257 автомобилей. Что же касается советского периода, то в 1985 году на тысячу жителей СССР приходилось порядка 45 автомашин. Для сравнения, в США этот показатель составлял 535, в Западной Европе около 400, а в социалистических Германии, Чехословакии и Болгарии – соответственно, 188, 169 и 115 шт.

В СССР автомобиль считался роскошью. И это притом, что нефтеперерабатывающие мощности страны составляли почти полмиллиарда тонн. Роскошь заключалась не только в стоимости автомашины, на которую среднестатистический индивидуум копил средства на протяжении 7-10 лет. Даже накопив необходимую сумму, житель СССР не получал доступа к вожделенному средству передвижения, а должен был дождаться своей очереди в многотысячном списке таких же очередников.

Отстояв многолетнюю очередь, счастливчик становился обладателем изделия отечественного автопрома, т.е. одним на 22 «безлошадных» жителя социалистической державы. И пока он пользовался своей машиной (чаще всего, уже всю оставшуюся жизнь), остальные 22 индивидуума терпеливо копили деньги и записывались в очередь, либо отказывались от мечты заполучить машину, как от несбыточной и бесперспективной.

    Для чего предназначались нефтеперерабатывающие мощности СССР?

Вся советская нефтепереработка представляла собой единый гигантский производственный комплекс. Сообщение НПЗ осуществлялась, главным образом, через систему продуктопроводов. Строились НПЗ в СССР там, где нефть добывалась, а не потреблялась. В итоге, в местах добычи нефти в СССР выросли заводы-гиганты, выпускающие преимущественно мазут. Основные объемы произведенного моторного топлива по общим трубопроводам направлялись в советские армию и флот, которые не испытывали недостатка в ГСМ. А простым советским автомобилистам приходилось покупать бензин, который производился по так называемому остаточному принципу, а, следовательно, стоил недешево.

Для государственных автомашин бензин реализовывался по талонной системе. Несколько раз вводились талоны и для частников, однако эти меры заканчивались неудачей. Чего только государство не предпринимало, чтобы ограничить свободную торговлю ГСМ для частников! Даже само слово «частник» носило уничижительный оттенок.

Предпринимались попытки разделения АЗС на «государственные» и «частные», где первые работали по талонной системе, а вторые – за наличные. При этом обычным явлением было отсутствие бензина на АЗС, и моторные масла можно было купить за наличные далеко не всегда. Повсеместно процветало нелегальное списание и воровство бензина на государственных предприятиях, куда бензин поставлялся бесплатно, в плановых объемах.

Ворованный бензин затем «сплавлялся» тем же частникам, которые были рады и такому варианту. И это притом, что к концу 1980-х гг. в СССР добывалось более 600 млн. тонн нефти (для сравнения, в Японии этот показатель был в 1500 раз меньше). Дополнительно нефть импортировалась из ряда арабских государств в обмен на поставляемое туда оружие. Нефть, которая не отправлялась на переработку, уходила на экспорт.

Таким образом, государство, где добыча нефти осуществлялась в объемах, за которыми не могла угнаться ни одна страна в мире, вынуждало своих граждан платить за бензин втридорога, а иногда и просто ставило их перед фактом дефицита топлива.

Изменилась ли данная ситуация к сегодняшнему времени? Сколько стоит бензин в России?

Нефтеперерабатывающие мощности, оставшиеся после распада СССР, могли обеспечить с лихвой потребности российской экономики и частного автомобильного сектора с перспективой на десятилетия. Однако большая часть этих мощностей была попросту развалена за период реформирования экономики, а те НПЗ, которые сейчас продолжают функционировать, работают на низкоэффективном оборудовании. Обострилась проблема технологического отставания российских НПЗ от западных конкурентов.

Российская нефтепродукция остается попросту неконкурентоспособной, и за рубеж уходит не качественное топливо, которое принесло бы стране гораздо больше прибыли, а относительно дешевое сырье. Катастрофичность ситуации усугубляется еще и тем, что нефтяные ресурсы рано или поздно иссякнут. И это произойдет довольно быстро, учитывая, что в СССР доля бюджетных доходов от нефти составляла всего 4%, а сегодня – около 50%.

В России растет спрос на высококачественные бензины, который обусловлен ростом количества эксплуатируемых россиянами иномарок. Однако производство высокооктанового топлива возможно только на модернизированных мощностях. Правительство РФ приняло решение простимулировать такую модернизацию путем введения на - гг. плавающих акцизных ставок. Данная мера, вне сомнения, оказала свое влияние на готовность отечественных НПЗ приступить к модернизации своих мощностей. Однако цель данной модернизации – повышение качества отечественного топлива, но отнюдь не снижение стоимости реализуемого населению бензина.

За последние два десятилетия, прошедшие с момента распада СССР, российская нефтяная отрасль так и не превратилась в отрасль рыночной экономики, где уровень цен должен определяться законами спроса и предложения и складываться на основе справедливой конкуренции. По сути, вся отечественная нефтяная отрасль – это сфера, на которую распространили свое влияние несколько гигантских ВИНК – вертикально интегрированных компаний, под контролем которых находится львиная доля всей добываемой и перерабатываемой нефти, а также реализуемой нефтепродукции.

Так, сколько стоит бензин в России. В отрасли процветает монополизм, который диктует условия нескольких нефтяных гигантов десяткам тысяч конечных реализаторов топлива. И пока данная ситуация не изменится, рядовое население страны будет покорно следовать за диктуемыми ему ценами на бензин при молчаливом согласии правительства страны. При этом государственный бюджет не остается внакладе: свою долю государство получает за счет налогов, заложенных в розничную цену бензина. Если, к примеру, в США, доля налогов в структуре розничной цены на бензин составляет чуть больше 10%, то в цене российского бензина доля налогов достигает 50-60%. В итоге на вопрос сколько стоит бензин в Росиии? ответ не утешителен. Его средняя цена по стране за 92 - чуть более 32 рублей, за 95 - более 35 рублей за литр.

Когда подешевеет бензин? Однако граждане нефтедобывающей страны имеют право на пользование относительно дешевым бензином в силу, хотя бы, социальной справедливости. Получается, что профит от национальных природных богатств получает кучка монополистов-нефтепереработчиков, а также государство, за счет налогов на нефтепродукцию. А простой народ тянет на себе ношу налоговых нагрузок, пока не спешащие модернизироваться российские НПЗ перекачивают нефтяное сырье и низкокондиционное топливо за рубеж, обескровливая природные богатства страны и распродавая их по дешевке.

Чтобы граждане России получили возможность пользоваться бензином по справедливым ценам – справедливым для жителей нефтедобывающей страны – государство должно организовать повсеместную модернизацию отечественной нефтеперерабатывающей отрасли. Доходы государства от нефтегазовых богатств поступают в размере, равном половине бюджета страны. И поступают эти суммы как подарок судьбы, а не как результат рачительного управления народным хозяйством и природными ресурсами. За счет доходов от нефти следует снижать цены и повышать уровень жизни населения, развивать науку и культуру, образование и медицину. А вместо этого высокие цены служат обогащению монополистов и чиновников, заставляя население России ностальгировать по канувшему в лету СССР.

Источники: http://www.ngfr.ru/article.html?042, http://otvet.mail.ru/question/144074, http://ai-92.ru/novosti/81-byl-li-deshev-benzin-v-sssr-i-kogda-on-podesheveet-v-rossii.html








Комментариев пока нет!

Поделитесь своим мнением