Свечи Зажигания Тест За Рулем



свечи зажигания тест за рулем

тест иридиевых свечей зажигания за рулем

В КОМАНДЕ ЗАМЕНА Менять свечи, конечноPже, надо. ХотяPбы потому, что все наши предыдущие публикации (ЗР, 2005, P10 2007, P8 2008, P9) неизменно вылавливали разницу вPповедении бензиновых моторов после замены любого изPзажигательных элементовP отP свечей доPпроводов. АPтутP смена топлива: газ иPгорит иначе, иPсмесь беднее.

Скорость сгорания меньше, температуры вышеP но сгорает чище, следовательно, отложений меньше. АPведь это как раз те параметры, которые влияют наPвыбор как минимум калильного числа свечей! Так можноPли там использовать обычные свечи, как для бензинового мотора? И естьPли вообще вPприроде специальные, газовые? ОЧЕНЬ СЛОЖНЫЙ ВОПРОС Именно так отвечает Интернет наPпервые попытки отыскать вPнем свечи для одинаково эффективного воспламенения газа иPбензина. Однако пятерых участников всеPже определили. Германию представляет комплект платиновых свечей Bosch Platinum WR7DP, ЧехиюP Brisk LPG LR15YS Silver. Честь Японии в конкурсе будут защищать два комплекта разных фирмP иридиевые NGK LPG LaserLine P2 иPDenso IW20. ОтP братьев-славян выступает украинский Plazmоfor Super GAZ.

Критерий отбора беспроигрышный: все эти комплекты рекомендуют для использования наPгазовых двигателях сами фирмы-производители наPсвоих сайтах. АPвPкачестве нулевого меридиана для отсчета возьмем заведомо хорошие свечи BERU 14R-7DU изPФранции, которые, однако, ориентированы только наPбензин иPнеPснабжены четкой рекомендацией кP использованию наPголубом топливе. СОРЕВНОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА Испытания мы подогнали под принцип двухтопливностиP газ/бензин.

Сначала прогнали нашу обычную программу, обкатанную вPпредыдущих свечных экспертизах, наP двигателе ВАЗ-21083 вPобычном, бензиновом варианте. АPзатем повторили ее наPтомPже двигателе, предварительно оснастив его итальянской газовой аппаратурой. Принцип обычный: вPодних иPтехPже режимахP от минимальных оборотов холостого хода доPбольших нагрузокP сPкаждым комплектом свечей замеряли мощность, расход топлива, токсичность.

Кроме того, измеряли температуру отработавших газов: главная страшилка противников газаP перегрев мотора! Все замеры проводили дваждыP при нормальном напряжении питания бортовой сети иPпри пониженном (9PВ). Тем самым моделировались как аварийная ситуация (генератор помер, аPехать надо), так иPсильная изношенность свечей, когда интенсивность искрообразования резко понижена. ГАЗАНУЛИ Даже наPбензине разница между свечами есть, иPзаметная. Причем поPсравнению сPклассическими одноэлектродками экзотика сPэлектродами изPметаллов группы платиновых (кPним относится иPиридий) выигрывает поPвсем статьям. Лидерами, как и ожидалось, стали японцы.

Мощности добавили мотору немногоP доP2%, зато бензина сэкономили околоP5%. На газе преимущества этих свечей проявились еще ярче. Тут заметнее иPприрост мощностиP доP6%, иPэкономия топлива аж доP7,5%. Но самое интересное произошло сPтоксичностью. Существенное улучшение качества сгорания, давшее снижение СО иPСН, было компенсировано увеличением содержания оксидов азота NOх.

Все ясно: интенсивность, аPсPней иPтемпература сгорания растут, вот выход этой дряни иPувеличивается. ИPаварийный цикл лишь усугубил картину. Почему? Потому, что скорость сгорания газового топлива значительно ниже, чем уPбензина. АPчем более вялое горение вPцилиндрах, тем важнее интенсивность поджога газовоздушной смеси. Потому-то платиновые иPиридиевые свечи сPих тонкими электродами иPбольшой интенсивностью разряда, им присущей, разгоняют фронт пламени вPцилиндрах куда веселее, чем обычные.

КОГДА КРАСНЕЮТ ТРУБЫ Вы видели, как раскаляется выпуск при хороших нагрузочных режимах? НуPтак смотрите наPрисунок. Нелегко приходится стендовому мотору! ПриPработе наPбензине подобная картина наблюдается при раскрутке выше 4800Pоб/мин, аPвот наPгазеP уже сP4000Pоб/мин. Меньшая скорость сгорания заставляет смесь полыхать практически доP открытия выпускных клапанов. Температуры деталей двигателя растут, аPвместе сPними иPтемпературы свечей зажигания. Наложение друг наPдруга температурных графиков для одного иPтогоPже комплекта свечей при работе наPгазе иPнаPбензине показывает, что газовое топливо добавляет иPбез того горячей трубе доP60Pградусов. АPсвечи кPтемпературе очень чувствительны! Слишком малые градусы им противопоказаны: начинают зарастать отложениямиP продуктами неполного сгорания топлива иPмасла.

Высокие температуры выжигают эти отложения, ноPспособны привести кPкалильному воспламенению топлива. Напоминаем: это когда горение начинается неPотPискры, аPотPконтакта сPгорячей деталью. АPсамая горячая деталь вPцилиндреP изолятор свечи. Вот здесь-то вPочередной раз проявляются преимущества свечей сPтонкими иридиевыми электродами. Измерить их температуры трудноватоP на сей случай придуманы расчетные методы моделирования. Так вот, температура центрального электрода иридиевой свечи с тонким электродом наP6080Pградусов ниже, чем для обычной свечи.

Почему? Площадь нагрева тонкого электрода намного меньше, аPтеплопроводность иридиевого сплава значительно выше, чем уPстали обычного электрода. Добавим, что термостойкость металлов платиновой группы также выше. Внимательный читатель тутPже скажет, что холодные свечи хуже очищаются.

Это верно, ноPгаз горит значительно чище бензина. КPтомуPже холоднее становится только центральный электрод, а корпус и изолятор, то есть те места, где обычно нарастают отложения, своей температуры поPсравнению сPобычной свечой практически неPснижают. А ЕСЛИ НЕ МЕНЯТЬ? А что все-таки будет, если при переводе наPгаз оставить обычные свечи? ДаPничего страшного! ОбPэтом говорит сопоставление обычных свечей BERU иPспециально заточенных под газовое топливо украинских Plazmofor. НоPресурс обычной свечи наPголубом топливе будет, очевидно, ниже.

Впрочем, простая свечка заведомо дешевле иридиево-платиновой экзотики. Наше резюме: для работы наPгазовом топливе лучше выбирать тонко-электродные свечи, рекомендованные производителем.

Свеча для народа 04.05.

Оче редную экспертизу свечей зажигания журнал За Рулем решили посвятить недо рогим изделиям, аналогам российских А17ДВРМ. Ведь именно такие свечи с шестигранником «на 21» поджигают смесь семейству вазовских восьмиклапанных моторов, а также множеству иномарок не первой свежести. А поку пать на такие авто что-то утонченно-иридиевое нерационально. Поэтому было решено ограничить расходы круглой суммой: не больше 100 рублей за свечу. Удивило разнообразие в этом ценовом сегменте - множество не только брендов, но и вариантов конструкции. Да и стоимость покупки, даже при жестком ограничении сверху, различалась почти втрое. Что ж, так даже интереснее.

Классика и оригинальность

Эксперты закупили по два комплекта каж дого типа. Основную массу составили классические одноэлектродные свечи: российские марки TSITRON, «японцы» NGK и DENSO и «европейцы» (судя по надписям на упаковке) BERU, WEEN, HOLA. Но под установленный ценовой критерий подошли и несколько не совсем обыч ных конструкций.

Во-первых, это чуть ли не единственная российская многоэлектродка - ЭЗ-Standard Т17ДВРМ Энгельсского завода, с тремя боковыми электродами. Во-вторых, за означенную сумму удалось купить даже свечи с платиновыми элек тродами - BOSCH Platinum WR7DPX, причем самой интересной схемы: с тонким центральным электродом, полностью утопленным в корпус изолятора. В эту компанию вошел и чеш ский иттриевый BRISK - с заточенным на конус боковым электродом.

Насколько такие свечи лучше обычных (да и лучше ли?), покажет эксперимент. В качестве планки отсчета при проведении моторных испытаний эксперты взяли «классику жанра» - одно электродные ЭЗ-Standard А17ДВРМ. Сравнение было проведено по четырем пока зателям: стабильность конструктивных параметров, результат комплексных моторных испытаний, экология, работа в нештатных ситуациях.

Зазоры и сопротивления

Для начала свечи обмерили, полу чив величины предустановленных искровых зазоров и электрических сопротивлений. Зачем? Чтобы сразу отсеять изначально негодные образцы. Таких на сей раз не оказалось (хотя прежде брак попадался). Кроме того, интересно оценить неравномерность конструктивных параметров по каж дому бренду: чем она ниже, тем выше уровень производства.

Лучшими оказались NGK, DENSO, а также BOSCH. К сожалению, TSITRON показал невысокую стабильность, осо бенно на фоне лидеров.

Закончив с щупами и омметрами, эксперты перетасовали свечи и сформировали для каждого бренда новые комплекты с условными названиями «хоро ший» и «обычный». Первый - из тех свечей, параметры которых наиболее близки к средним по выборке. Вто рой - из того, что осталось. Зада вать уровень отсчета при моторных испытаниях будут два комплекта одноэлектродных свечей ЭЗ-Standard А17ДВРМ.

Мощность, расход, токсичность

В какой мере качество и особенности свечей способны повлиять на характеристики двигателя. Отлавливать придется считаные проценты, поэтому нужны стендовые условия, чтобы полученные эффекты не съела погреш ность измерений. Каждый комплект был последовательно установлен на вспрысковой мотор ВАЗ-2111, после чего в фиксирован ных режимах произведена оценка изменение мощности, расхода топлива и токсич ности отработавших газов относи тельно ЭЗ-Standard А17ДВРМ.

В первую очередь на моторе прогнали «хорошие» комплекты, затем «обыч ные». Итоговый результат склады вался из достижений обоих наборов. А разброс результатов должен был показать степень зависимости показа телей двигателя от стабильности пара метров свечей.

Среди классических свечей из «хороших» комплектов разброс по мощности и экономичности срав нительно невелик - до 2. 3%, по эко логии чуть больше - до 7. 9%. А вот «оригиналы» дали заметное улучше ние параметров. Наиболее эффектив ными оказались платиновые BOSCH, вторыми пришли на финиш российские трехэлектродные ЭЗ-Standard! По мнению журналистов, здесь явно сработал прин цип открытой искры, реализуемый в многоэлектродных схемах.

BRISK оказался только седьмым по моторным показателям. Изюминка этих свечей - иттриевый сплав, но он в основном продлевает ресурс, не оказывая особого влияния на каче ство искрообразования. Заточив боко вой электрод на конус, конструкторы, по мнению экспертов, ошиблись. Подоб ная форма целесообразна, когда он заканчивается над центральным элек тродом (так, например, делают NGK и DENSO). В этом случае образуется зона локального повышения интен сивности электрического поля и, стало быть, меняются условия искрообра зования. А в варианте, предложенном BRISK, боковой электрод далеко выступает за центральный - и поэтому усло вия образования искры здесь практи чески не меняются.

Кстати, обратите внимание: при проверке «обычных» комплектов преимущество лидеров выражено сильнее! Потому совет: даже экономя, приглядитесь повнимательнее к лиде рам. Чем меньше различаются параметры свечей, тем лучше поедет ваша машина !

Когда гаснут свечи

Следующие два испытания. Мы всегда подчеркиваем, что за ограниченное время смоделировать в полном объеме все беды реального двигателя - отло жения, износ свечей, холодные пуски и т. п. - не удастся. Но можно косвенно оценить устойчивость работы свечей в экстремальных условиях по тому, как они поведут себя при пониженном напряжении в бортовой сети. Напри мер, при 9 В вместо привычных четыр надцати. Само собой, над топливным насосом и электроникой издеваться не будем: нас интересует только раз ница в поведении свечей. Потому переходим на стенд с карбюратор ным мотором. В этих испытаниях уча ствуют «лучшие».

Итоги подтвердили результаты предыдущей серии - удачнее других выступили платиновые тонкоэлек тродные свечи BOSCH и отечественные российские изделия трехэлектродки. Причем разброс между лидерами и аутсайдерами заметно вырос, особенно по токсичности отра ботавших газов.

Последний тест. Проверяем, при каком минимальном напряжении пита ния свечи продолжают искрить. Это испытание подскажет, какая из свечей будет работать до последнего даже при неблагоприятных условиях. Стендо вый двигатель выводим на стабильные температурные параметры, а потом плавно понижаем напряжение до пол ного прекращения искрообразования. Лучший показатель по этому параметру вновь выдал BOSCH, сдавшийся только на рубеже 5,88 В. А первым капитули ровал TSITRON: 7,34 В.

Они - в таблицах. Неожиданность, причем приятная, одна: давненько российские изделия не выигрывали «зарулевских» тестов. А здесь трехэлектродные и при этом недорогие свечи заняли чистое второе место, вклинившись в группу признанных мэтров между BOSCH и «японцами». Жаль, что послед нее место тоже наше.

Результаты проверки стабильности конструктивных параметров

Комплексные моторные и экологические показатели

ТЕСТ свечей зажигания. Момент истины

Иридиевые, иттриевые, платиновые, серебряные свечи — что это? Последний писк свечной моды, стремление выделиться из общей массы или реальные перспективные тенденции в развитии свечей зажигания для бензинового мотора? О них мы уже писали, но тема о свечах зажигания достойна продолжения

Наш вопрос, зачем надо платить за комплект свечей 600, 800 или даже 1500 рублей вместо того, чтобы купить пару-тройку комплектов свечей зажигания всего за 150, не получил вразумительного объяснения со стороны не только продавцов автомагазинов, но и даже большинства представителей фирм — оптовых поставщиков свечей, даже в статусе официальных дилеров известных брендов свечей зажигания. Обычно ответ один: эти свечи имеют большой ресурс!

Аргумент слабоват. Неужели все прелести «драгоценных» свечей зажигания только в ресурсе? Коль продавцы свечей зажигания ничего сказать о них не могут, попробуем разобраться сами.

Итак, проехались по магазинам и не без определенных сложностей (далеко не везде эти свечи есть) закупили несколько комплектов интересующих нас свечей зажигания на вазовский инжекторный «восьмиклапанник». В наши руки попали японские комплекты свечей зажигания Denso Iridium и NGK Iridium, как следует из названия, с иридиевым центральным электродом свечей. К ним добавились немецкий Bosch Platin, чешский Brisk Platin и украинский Plazmofor Platin с платиновыми напайками на электроды, причем украинский вариант свечей зажигания, в отличие от других свечей, имел напайки и на центральном, и на боковом электродах свечи. Ну, и разбавилось все это свечное разнообразие комплектом иттриевых свечей зажигания Brisk A-Line. Ну а в качестве начальной точки отсчета взяли обычный комплект одноэлектродных свечей зажигания Beru Ultra 14R-7DO, который неплохо проявил себя в наших предыдущих испытаниях свечей. Итак, подобралась солидная компания именитых свечей зажигания, представленная лучшими мировыми производителями свечей.

Конечно, для украинского Plazmoforа такая оценка их свечей зажигания может рассматриваться в качестве аванса, но надо поощрить наших соседей, поскольку на всем постсоветском пространстве только они вывели на рынок свечи интересующего нас класса зажигания. Для начала нацепим очки и внимательно посмотрим, чем эти свечи зажигания отличаются от обычных свечей. У платиновых и иридиевых свечей зажигания отличие сразу бросилось в глаза: значительно более тонкий, чем у обычных свечей, центральный электрод. Так, у свечей зажигания Denso Iridium его толщина всего 0,4 мм, у свечей Bosch Platin и NGK Iridium — где-то 0,5…0,6, у Brisk Platin — 0,8. Напайки у свечей зажигания Plazmofor Platin имеют диаметр порядка 1,5 мм. А центральный электрод обычной свечи из хромоникелевой стали имеет диаметр около 2,5 мм. Что это дает? Из соображений простой логики, те самые 24 кВ, которые подаются на тонкий электрод свечи, дадут большую напряженность электрического поля в зоне искрового разряда, чем у обычной свечи зажигания. Итог — большая энергетика разряда и его стабильность. Это важно, поскольку интенсивность поджога топливовоздушной смеси свечей зажигания в данном случае будет больше, и скорость распространения фронта пламени увеличится. А это и мощность, и экономичность, и экология.

Кстати, прогулявшись на сайт фирмы производителя свечей зажигания Denso, мы нашли прямое подтверждение нашего предположения: данные скоростной фотосъемки распространения фронта пламени для обычной свечи и свечи с тонким иридиевым наконечником. Действительно, размер фронта пламени у свечи зажигания с тонким электродом заметно больше.

Этот факт уже лет тридцать-сорок назад подметили спортсмены. И самостоятельно делали специальные «спортивные» свечи зажигания, надфилем подтачивая центральный электрод свечи «на конус». А боковой электрод свечи при этом либо заостряли, либо сверлили в нем дырочку. Вот только беда: жили такие свечи зажигания недолго, гонку-другую. Электроды свечей начинали гореть, выплавляться, зазор рос, и свеча зажигания быстро умирала. Но простые свечи стоили недорого, надфиль был всегда под рукой — до следующей гонки можно было наточить новых.

А вот использование в производстве свечей зажигания тугоплавких материалов, типа платины, иттрия и особенно иридия, позволило реализовать принцип прежних «спортивных» свечей, обеспечив свече зажигания небывалый ранее ресурс.Ладно, это теория. Давайте посмотрим, что реально можно получить от использования «драгоценных» свечей и насколько оправданно применение таких дорогих свечей зажигания.

Для начала установим, чем различается искрообразование у свечей зажигания с тонким центральным электродом и у обычных свечей. Для этого в свечное отверстие головки блока цилиндров, снятой с другого двигателя, поочередно ввернем все испытуемые свечи зажигания. На свечи наденем высоковольтный провод от системы зажигания стендового мотора, включим зажигание и покрутим двигатель от стенда при одной и той же частоте вращения коленчатого вала — 1500 мин-1. Цифровым фотоаппаратом с большим увеличением снимем то, что происходит между электродами свечей. Причем выдержку поставим фиксированную — 1 с. Таким образом, на каждом снимке мы получим пятнадцать искр. Но предварительно проверим, чтобы на всех свечах зажигания размер меж­электродного зазора свечи был одинаковым — 1,1 мм.

Итак, смотрим на фотографии. На обычной свече все как обычно. Искры мечутся по всему зазору, причем цвет их разный — от розового до ярко-синего. А, допустим, для свечи из комплекта свечей зажигания Bosch Platin в межэлектродном пространстве будто кто-то зажег яркую лампочку: отдельных искр и не видно, все они слились. Свечи зажигания с тонким иридиевым электродом свечи, Denso и NGK, дают четкий стабильный белый конус. Цвет искры свечи, кстати, сам по себе о многом говорит. Красная или розовая искра — слабая, частенько дающая пропуск вспышек. Синяя, голубая — более интенсивные, а белая — самая стабильная и горячая. Так вот, все свечи с тонкими электродами дают именно такую искру!

Теперь на мотор! ТЕСТ СВЕЧЕЙ ЗАЖИГАНИЯ. Причем испытания свечей зажигания проведем на двух двигателях — на впрысковом и на карбюраторном. Зачем? Да разные они очень с точки зрения управления рабочим процессом. В карбюраторном моторе обратной связи нет, состав смеси четко задан регулировкой системы питания. Поэтому при работе в одних и тех же режимах, при одинаковом топливе и атмосферных условиях, реакция мотора отслеживает особенности искрообразования свечей, и только это. А вот для впрыскового мотора обратная связь через систему l-регулирования меняет состав смеси в зависимости от того, сколько кислорода остается в отработавших газах. А их состав во многом определяется качеством и скоростью сгорания и наличием или отсутствием пропусков вспышек. Следовательно, здесь свеча зажигания — уже элемент системы управления двигателем. Логично предположить, что для впрыскового мотора зависимость его поведения от качества свечей будет более выраженной. Вот это и проверим.

В одних и тех же режимах работы двигателя мы замерили мощность, расход топлива и токсичность отработавших газов. Кроме того, сняли «моментную» характеристику при полностью открытом дросселе в диапазоне от 1500 до 4000 мин-1 — так называемую внешнюю скоростную характеристику. Данные по расходам и токсичности отработавших газов усреднили и сравнили.

Что же мы увидели? Все говорит о том, что диаметр центрального электрода свечи влияет на параметры двигателя. Причем, если для карбюраторного мотора это влияние не столь велико, например по расходу топлива не превышает 2% между лидером и аутсайдером, то на впрысковом разница доходит уже до 6–7%! А это уже вполне заметно! И характерно то, что лучшие показатели на обоих моторах там и там дают свечи Denso Iridium, то есть те свечи зажигания, которые имеют наименьшую толщину центрального электрода — 0,4 мм. А вот иттриевые свечи Brisk A-Line, у которых размер электродов свечей практически такой же, как у обычных свечей зажигания, кое в чем даже уступают свечам Beru, которые мы взяли в качестве начальной точки отсчета. У остальных же свечей эффект по экономичности оказался практически обратно пропорциональным диаметру центрального электрода: чем тоньше электрод свечи зажигания, тем меньше топлива потребляет мотор.

Сравнение моментных характеристик при работе двигателя по внешней скоростной характеристике этот вывод также подтверждает: хоть и ненамного, но мощность двигателя на свечах зажигания Denso, свечах NGK и Bosch подрастает по сравнению с обычными свечами процента на 3–4.

Проведем еще один тест свечей зажигания, который должен проиллюстрировать надежность работы свечей в усложненных условиях, которых в реальной жизни может быть масса. Это и холодный пуск, и разряженный аккумулятор, и одновременно включенные мощные источники энергопотребления в автомобиле, сажающие напряжение в бортовой сети. Для этого на карбюраторном моторе снимем ремень привода генератора, вместо нормального, рабочего аккумулятора поставим полностью разряженный и запитаем бортовую сеть мотора от лабораторного источника постоянного тока. Таким образом, мы получаем возможность регулировать напряжение в бортовой сети. А оно пропорционально тому, что выдает катушка зажигания на свечи. Дальше посмотрим, как будет меняться выдаваемый двигателем крутящий момент в двух режимах, при 2000 и 3000 мин-1, по мере падения напряжения в бортовой сети. А потом, выведя двигатель в заданный фиксированный режим, будем понижать напряжение до полного прекращения искрообразования.

Результаты теста свечей зажигания опять оказались предсказуемыми: свечи с наиболее тонкими электродами, Denso Iridium и NGK Iridium, это соревнование уверенно выиграли. А вот свечи зажигания Bosch Platin, несмотря на тонкий центральный электрод свечи, выступил не очень ярко. Видимо, сказывается то, что электрод утоплен в изоляторе свечи.

Пора перейти к выводам этих тестов свечей зажигания. Так стоят ли «драгоценные» свечи своих денег? Давайте считать. Возьмем дорогие свечи с тонким электродом, допустим свечи зажигания Denso Iridium. При их установке мы переплатим примерно 1200 рублей по сравнению с обычными, но вполне приличными импортными свечами. Пусть автомобиль в неделю съедает 40 литров 95-го бензина. Это около 1000 рублей. Снижение расхода топлива на иридиевых свечах для впрыскового мотора — около 6–7%. Это 60–70 рублей в неделю. Итого, нам надо проездить 5 месяцев, чтобы свечи зажигания Denso Iridium полностью окупились. Улучшение динамики, повышенная надежность работы, сниженная токсичность — это уже так, небольшие дополнительные бонусы от использования этих свечей Denso… Живут же эти свечи практически весь срок жизни автомобиля в руках одного хозяина! Так что с экономикой все понятно. А вот иттриевые свечи зажигания Brisk A-Line, видимо, основное свое преимущество будут иметь только в ресурсе. По моторным показателям — экономичности, мощности и экономичности, они мало отличаются от хороших обычных свечей. Правда, и стоят эти свечи зажигания ненамного дороже.

А как же быть с карбюраторными моторами — там-то эффект существенно меньше? Да, там «рублевая» выгода использования дорогих свечей зажигания менее заметна, хотя все остальные «плюсы» никуда не денутся. Правда, смешно ожидать, что владельцы пожилых «шестерок» или «восьмерок» разорятся на свечи, цена которых составляет заметные проценты остаточной стоимости самого автомобиля. Драгоценности все-таки предназначены для «королев», а не простых «рабочих лошадок».

Автор: Александр Шабанов

__________________

Вне политики.

теперь уже не калиновод, но я с вами!

LADA KALINA - хапни адреналина

Источники: http://avtovoproska.ru/4224-.html, http://www.vincast.ru/news/4386, http://www.lkforum.ru/showthread.php?t=29351








Комментариев пока нет!

Поделитесь своим мнением