Поездка В Европу На Машине



поездка в европу на машине

В Европу на машине - наш ликбез

Автопутешетсвия стали популярны почти сразу после выхода автомобиля в массы . Помимо удобства и гибкого графика вы получаете чувство свободы и независимости, а также возможность самостоятельно планировать свой отпуск. Впрочем, о преимуществах автомобильного туризма написано много, мы же остановимся на обязательных пунктах - что необходимо взять, как подготовиться, и самое главное - что можно, а чего лучше категорически не делать в других странах. Все это мы проверили на собственном опыте, намотав за поездку на автосалон во Франкфурте ровно 5000 км.

Подготовка автомобиля

По нашему мнению, именно этот пункт должен быть первым, иначе какое автопутешествие без, собственно, автомобиля? Вспомните, что собирались починить или подлатать , но откладывали на потом. Посмотрите, когда следующее обязательно ТО - если совсем скоро, то лучше сделайте заранее. В любом случае не будет лишним пройти диагностику, ведь зачастую требуемые ремонтные работы нельзя определить на глаз .

После того, как вы убедились, что с автомобилем все в порядке, можно начинать его укомплектовывать. В обязательном порядке для въезда в страны Евросоюза в машине должен быть знак аварийной остановки, аптечка европейского образца (она же евроаптечка ), огнетушитель и светоотражающий жилет. Эти предметы не просто необходимы в экстренных случаях, их наличие могут проверить на границе. Согласитесь, не хочется конфликтовать с пограничниками из-за жилета стоимостью 50 грн.

Теперь можно доложить не обязательные, но крайне желательные вещи. Компрессор для подкачки шин однозначно не помешает. А заодно проверьте состояние запаски или докатки . Напомним, что в зимний период использование шипованной резины в Европе запрещено. Кстати, не поленитесь проверить давление в шинах перед выездом. Даже разброс в 0,5 атмосферы может существенно повлиять на расход, а значит и кошелек, в дальней дороге.

Не забудьте и про буксировочный трос. Эвакуатор эвакуатором, но иногда автомобиль проще и быстрее взять на галстук , особенно если едете компанией из нескольких машин. Прихватите жизненно важные жидкости (имеется ввиду для автомобиля) на долив. Даже на идеальных европейских дорогах можно повредить картер, и даже у новой иномарки может возникнуть проблемы с системой охлаждения. НЗ позволит вашему железному коню доковылять до ближайшего сервиса, а возможно и до Родины, где цены на ремонт гораздо ниже. Возьмите небольшой набор инструментов - пассатижи, несколько гаечных ключей и набор отверток. Ведь без них даже клеммы с аккумулятора просто так не снять. Несколько пластиковых хомутов, скотч и изолента также не будут лишними. На практике все это займет в багажнике не много места, но в трудную минуту может стать буквально незаменимым. Поверьте нашему опыту!

Готовим документы

После этого, а может и одновременно, необходимо озаботиться и подготовкой документов. Главный из них - это шенгенская виза, которая необходима для въезда в любую из стран Западной Европы. По действующим правилам Евросоюза, вы должны получать визу той страны, где планируете провести больше всего дней. Остальные страны, через которые будет пролегать автомобильный маршрут, обязаны пропустить вас транзитом. Имейте ввиду, что получив, например, польскую визу и направляясь при этом на отдых в Испанию, к вам могут возникнуть резонные вопросы Почему? . Причем вплоть до отказа во въезде. Подумать о визе стоит намного заранее, поскольку в отпускной сезон очереди в посольство увеличиваются. Точный список требуемых документов для подачи можно узнать на сайте консульства соответствующей страны. Там же производится и запись на прием или занимается место в электронной очереди. Если заниматься всем этим лично у вас нет времени или желания, можно поручить это турфирме. Выйдет дороже, но зато спокойнее. Да, и не советуем прибегать к услугам сомнительных контор и ускорителей .

Второй пакет документов собираем на автомобиль. Самый главный из них, который наверняка попросят предъявить на границе - это европейский полис страхования гражданской ответственности или green card ( зеленая карта ) в народе. Заполучить ее довольно легко - достаточно обратиться в любую из крупных страховых компаний. Стоимость такой страховки на 15 дней (на меньше не бывает) около 260 грн. Отметим, что этим полисом вы страхуете не свой автомобиль, а ответственность перед теми людьми и/или их имуществом, которым не дай Бог можете нанести ущерб.

Остальные документы стандартные: права, техпаспорт. Если автомобиль не в кредите и оформлен на вас, то этот абзац можете не читать. Остальным будет полезно знать, что если вы управляете машиной по доверенности, то необходимо предъявить и саму доверенность. Ежели автомобиль в кредите, но вы исправно и в срок вносите платежи, можно не переживать. У пограничников не должно возникнуть к вам никаких вопросов и требовать разрешительные письма из банков они не будут. Однако если вы недобросовестный заемщик и не платите по счетам, а вас и машину давным-давно разыскивает банк с коллекторской службой, то проблемы определенно могут возникнуть.

Что касается самих прав, то документы старого образца (которые заламинированы) вполне ликвидные в странах ЕС.

Планируем маршрут

Тут уж обязательных правил быть не может - каждый волен действовать исходя из своих предпочтений и бюджета. Но некоторые рекомендации все же дадим. Планируя день, не стоит закладывать длинные переезды, стремясь охватить как можно больше городов и стран. Во-первых, вы и ваши попутчики будете уставать от таких марш-бросков, и на осмотр достопримечательностей сил останется немного. Во-вторых, учтите время на остановки и перекусы в пути, а также на непредвиденные ситуации. Первую остановку, если вы едете из центральной или восточной части Украины рекомендуем сделать перед границей - это и удобней и выгодней.

Для подбора оптимального маршрута можно воспользоваться либо Google Maps (как это делаем мы), либо навигатором, где можно прокладывать маршрут, задавая некоторые параметры, исключив к примеру, платные дороги. О самих дорогах поговорим чуть позже, а сейчас пару слов о навигации. Если у вас в машине нет штатного GPS, настоятельно рекомендуем обзавестись переносным, благо они сейчас недороги. За границей эта маленькая коробочка может оказаться настоящей палочкой-выручалочкой. Забудьте о бумажных картах (хотя их не помешает иметь для подстраховки) и не навязывайте вашим родным и друзьям роль штурманов в поездке. С навигатором сориентироваться в незнакомом городе с его оживленным трафиком и организацией движенья будет гораздо проще. К тому же, навигатор знает , где расположены ближайшие АЗС, кафе и даже банкоматы.

Для подбора гостиниц удобно использовать популярные сайты по поиску и бронированию отелей по всему миру. Только обязательно выясните момент оплаты - скорей всего в консульстве для выдачи визы потребуют 100% оплату отелей. Планируя остановки в крупных городах, обязательно выясните, как обстоят дела с парковкой у отеля. Если есть свой паркинг, пускай и платный - замечательно! Оставляйте автомобиль там и отправляйтесь в город пешком или на общественном транспорте. Ехать на машине в центр города резонно только в том случае, если вы точно знаете, где сможете ее припарковать. Парковки на центральных улицах всех более-менее крупных городов в Европе загружены очень сильно, к тому же стоят недешево! И не надейтесь, что повезет припарковаться и не заплатить - за наличием оплаты следят строго, и в случае ее отсутствия на колесо наденут блокиратор, снять который обойдется втридорога.

Граница

Перед выездом из Украины рекомендуем заправить полный бак, и не думайте, что вас уличат в контрабанде бензина. Вы вправе пересекать границу хоть с полным баком, хоть с пустым. Вполне возможно, принимающая сторона запишет пробег автомобиля и количество бензина в баке. Делается это для того, чтобы исключить контрабанду, которой частенько подрабатывают местные жители. И если вы не собираетесь продать и слить все содержимое бака через десять километров тут же вернувшись домой, бояться вам нечего.

При общении с таможенниками и пограничниками ведите себя естественно и выполняйте их просьбы (открыть багажник, капот, предоставить сумки для осмотра и т.д.). Вас обязательно спросят и о целях поездки - отвечайте, как есть. Главный вопрос, который может возникнуть к вашему автомобилю - это наличие у него затонированных передних стекол. В Европе такие вещи не практикуют, поэтому может дойти до того, что вас попросят снять пленку. Процедура эта крайне муторная, особенно зимой, имейте это ввиду. Впрочем у нас таких проблем не возникло - ни тонировка нашей машины, ни других, пересекающих границу никого не интересовала (границу мы пересекали в КПП Берегово). Однако стоит помнить, что даже благополучно проехав границу на тонированном автомобили Вы не получаете гарантии того, что Вас не остановит полиция уже непосредственно в Европе. И тогда помимо снятия тонировки на месте, Вам придется заплатить еще и штраф. Но нам, опять же, повезло съездить в Германию и обратно без проблем.

По дорогам Европы

Наконец вы прошли все формальности и уже накручиваете первые километры по иностранной земле! Сразу советуем позаботиться об оплате проезда по автобанам. В Венгрии, Словакии, Австрии и Чехии необходимо купить стикер (другое название виньетка - созвучно на латинском) на лобовое стекло, который будет подтверждать, что за этот автомобиль все уплочено . Как правило, он бывает на 10 дней или на месяц и продается на АЗС и возле границ. Стоит по разному, но как правило не дороже 15 Евро.

Будьте внимательны - на границе с Чехией, например, нам пытались всучить его по значительно завышенной цене. Интересно, что в Венгрии как таковую наклейку не дают. Вы платите, госномер авто вносят в систему и все - можно смело колесить по любым автобанам! А в Германии проезд и вовсе бесплатный! Но существуют специальные эко-зоны въезд в которые уже придется оплатить.

Самая главная ваша задача теперь - не нарушать! Перед въездом в каждую из стран Евросоюза стоит информационный щит, где указаны лимиты скорости в городе, вне населенного пункта и на автостраде. Крайне важно знать эти цифры и не превышать их. Как правило, превышение даже на несколько километров грозит обернуться штрафом около от 30 Евро и выше, а если будете ехать еще быстрее, то тогда сумма будет исчисляться сотнями и даже тысячами. Подарочных +10 или +20 км/ч, как в Украине, в Европе нет, а нарушения фиксируются современной техникой. Да и договорится с местной полицией (нам известны лишь единичные случаи в Польше, Венгрии и Румынии) вряд ли удастся. А если еще и поймают на даче взятки. Отметим, что лимит скорости в населенных пунктах Европы составляет до 50 км/ч (в центре может быть и 30 к/ч), и за соблюдением этого скоростного режима следят строже всего. Справедливости ради заметим, что камеры не висят на каждом столбе и вполне вероятно, что после небольшого прегрешения вам таки повезет уйти от ответственности. Да и сами местные кое-где могут превысить. Но будьте осторожны - злоупотреблять не стоит.

К слову, о злоупотреблениях . Многие из вас наверняка слышали, что во многих странах Европы есть допустимое содержание алкоголя в крови. Как правило, лимит равен 0,5 промилле, но у наших ближайших соседей - Словакии, Венгрии, Румынии, а также Чехии - это 0 промилле, т.е. абсолютный запрет употребления спиртного перед поездкой за рулем. Штрафы еще круче, чем за превышение - несколько сотен Евро и значительно выше.

Но даже там, где водителю выпить можно (Германия), любое ЧП (даже самое мелкое ДТП) в таком состоянии вносит серьезные коррективы в наложение штрафа. В той же Германии, если водитель нарушил правила, ехал неуверенно или попал в ДТП, ответственность начинается уже с 0.3 промилле, а в случае, если причиной правонарушения будет признан алкоголь в крови, то штраф налагается, как будто у вас аж 1.1 промилле независимо от того, сколько вы выпили. В обоих случаях водителю грозит не только штраф, но и лишение прав от 3 месяцев до года.

Серьезные штрафы ждут и за небольшое превышение сверх допустимых промилле. А как точно узнать, у вас в крови 0,5 или уже 0,8 промилле? Поэтому наш совет - или пить, или рулить, но не в коем случае не совмещать!

Вознаграждением за примерную езду будет уменьшившийся расход топлива, которое в Европе недешево - примерно 1,5 Евро за литр бензина и 1,4 Евро за литр дизтоплива.

На этой АЗС цены за литр указаны в центах

Но и о других правилах дорожного движения забывать не стоит! Внимательно следите за знаками, сигналами светофоров и даже разметкой. Она кстати, нанесена очень грамотно и зачастую может помочь при проезде развязок и перекрестков, если знак вы прозевали.

Да, первые километры по заграничным дорогам могут быть небольшим стрессом, но дальше все пойдет как по нотам, и по возвращению вы очень удивитесь тому, как водят у нас .

Итак, мы привели лишь краткий список рекомендаций, в зависимости от страны они имеют свои особенности и дополнения. Но уверены, что он вам обязательно пригодится! Хорошего автопутешествия!

Краткое пособие для тех, кто собирается, но не знает, с чего начать

Вообще-то, о том, как поехать в Европу на машине, мы написали целую книжку и рекомендуем ее приобрести (правда, удивительно?) Но раз уж вы оказались на этой странице, то нечестно было бы встретить вас голимой рекламой. А потому, прежде чем бежать в магазин, задержитесь немного, и мы с удовольствием поделимся с вами кратким пособием. Безд-возд-мезд-но! То есть даром :-)

Пожалуйста, обратите внимание на слово «краткое» – оно важно. Ради лаконичности нам пришлось опустить множество тонкостей и нюансов, за что буквоеды непременно попытаются забросать нас виртуальными помидорами (надеемся, что до помидоров реальных все же не дойдет). Но что поделаешь, законы жанра требуют упрощения, а если хотите всех подробностей, то опять же, пожалте за книжкой – там больше двухсот страниц, ста иллюстраций и четырехсот тысяч буковок – мы тоже педанты еще те.

Рекламную заставку превозмогли? Теперь к делу.

Начинаем с малого

Начать надо с того, что для поездки в Европу на машине вам понадобится совсем немного. Совершенно необходимы время, загранпаспорт, водительские права, деньги (да-да, тоже совсем немного), своя машина и/или банковская карточка. Ах да, еще и желание.

Что? У вас это есть? И даже желание? А вы все не едете? Хм-м-м. Что-то мешает :-(

Будем избавляться?

Открываем глаза на правду

Заблуждение первое. На моей машине меня в Европу не пустят.

Пардон, но с чего бы это? Если машина исправна, то пустят. А всякие нормы выхлопа – это требования к новым автомобилям. Разве что некоторые немецкие города ввели экологическую проверку для въезда в их центр. Но через границу вас пропустят. Даже правый руль не помеха – ездят же по Европе англичане.

И наши ездят – на «Москвичах», «Победах», «УАЗах» и даже «Оках». или «ОкАх». неважно. Важно, что надо просто проверить машину и поехать. Только тонировку не забудьте ободрать и кенгурятник тоже :-) И шипы запрещены в очень многих странах Европы.

Заблуждение второе. Я замучаюсь получать визу

Да ладно! Это вам турагенты напели? Не верьте им. Получение визы – рутинная бюрократическая процедура. Соберете нужное количество бумажек, сунете в окошко, а потом заберете паспорт с визой. Только побеспокойтесь заранее – в сезон уж больно много желающих.

Отказы? Бывают, да. 3-4%. Практически все – из-за неправильно оформленных документов. Просто будьте аккуратнее.

Заблуждение третье. Это слишком дорого

Ну никак не дороже любого нормального отдыха за границей, даже дешевого. Никак! (Койку в бердянском сарайчике в расчет не берем) А при необходимости может статься и дешевле, особенно для семьи. Немножко больше подготовки понадобится, да изворотливости.

Короче, сколько у вас там есть? На Турцию-Египет хватает? Все, тогда поехали.

Заблуждение четвертое. Я не знаю языков

Во-первых, это неправда. С десяток самых главных слов вы знаете – всякие о ’кеи. мерси. битте и прочие арривидерчи. А это, поверьте, очень много, особенно в сочетании с улыбкой. А во-вторых, на фига они вам, языки-то? Ну не знаете, и ладно. Прекрасно можно обойтись жестами, калькулятором и ручкой с бумажкой. И русскоязычный путеводитель, конечно, поможет, куда ж без него. Так что, взбудоражьте в голове ошметки школьных знаний – и в путь!

Только «же не манж па сис жур» там не вспоминайте – не поймут. А если поймут, то о-о-очень сильно удивятся.

Заблуждение пятое. На дорогах много криминала

Боже мой! Не читайте газет! Никаких не читайте. И телевизор тоже не смотрите. (мечтательно в сторону) Э-эх, как же там хорошо на дороге. (спохватившись) В общем, даже спорить с этим лениво, такая чушь.

Заблуждение шестое. Моя рублевая кредитка выдана Колхозбанком и в Европе не сработает

Возражаем деловито. Если карточка международной платежной системы, то она должна работать в Европе, какой бы банк ее ни выдал, к какой бы международной системе она бы ни принадлежала и в какой валюте ни был бы открыт карточный счет.

Заблуждение седьмое. Ребенку будет скучно

Как так? Он же с вами! Или ему и с вами скучно? Если да, то. гм-гм. в общем, это не к нам. А если нет, и ему с вами не скучно, то с чего бы это ему станет скучно в путешествии, если он с вами. тьфу, аж заговариваться стали :-) Короче, вы поняли? Да-да, автомобильное путешествие может приносить радость – и детям, и взрослым.

Заблуждение восьмое. Я там заблужусь

Да, вот уж воистину заблуж дение. Просто вы нормальных дорог не видели с нормальными указателями. И атласов, достоверно их описывающих. И навигатором не пользовались. Кто видел хоть что-то из перечисленного, от заблуждения заблудиться избавлен.

Ну что, лихо мы с вашими заблуждениями разобрались? Кто сказал «Нет»? Вот вы? Что ж, с вами все ясно. Можете очистить помещение, нажав Backspace или Ctrl+F4. вряд ли дальше для вас найдется что-то интересное.

А с остальными мы продолжим.

Ставим цель

Итак, ваши иллюзии рассеяны, желания окрепли, можно приступать непосредственно к подготовке. Здесь все просто. Прежде всего, нужно решить, куда вы, собственно, хотите поехать. Что? Это как раз непросто? Ну извините. Как известно, корабль, который не знает, куда плыть, сильно удивится, приплыв не туда. А машина, так и вовсе никуда не приедет. А потому, воленс-неволенс, решайте, куда вы хотите попасть, и что посмотреть.

Попробуйте реализовать давние желания. Вы с детства мечтали увидеть Париж и умереть? Вторая часть этой программы будет, на наш взгляд, перебором, а вот первую беритесь воплощать в жизнь прямо сейчас. Вам по ночам снится Колизей? Гвадалквивир? Церковь Санта-Мария-Глориоза-деи-Фрари? Все в ваших руках и в пределах доступности.

Если желаний много и они бурно конкурируют, то придется определиться. Если же наоборот, то припадите к неиссякаемому источнику знаний – к Интернету. Только не захлебнитесь! Среди прочего обязательно (!) обратитесь к опыту предшественников, который богато представлен в нашей «Коллекции отчетов об автопутешествиях в Западную Европу». Да, знаете ли, много лет по крупицам собирали.

Море полезной информации содержит ФАК конференции «Отдых и путешествия». Там, увы, не слишком внятная структура, но порывшись, можно найти очень и очень многое. Да и сама конференция живая и адекватная, и на конкретные и содержательные вопросы там обычно отвечают быстро и по делу. На всякий случай повторим – на конкретные и содержательные. но ФАК все ж сначала почитайте. И зарегистрируйтесь.

Немного философствуем

Дальше нужно выбрать, как вы будете добираться к желанной цели. Тут два основных варианта – либо двинуться прям от дома на своей машине либо полететь самолетом, а машину брать в аренду на месте.

Что предпочесть? Вопрос философский, и его подробное рассмотрение нас бы сильно отвлекло. Мы сами пробовали и так, и так. однозначных преимуществ не нашли. Выразимся осторожно: чем короче поездка и чем меньше участников, тем выгоднее становится самолет плюс прокатная машина по затратам времени и денег. И наоборот, чем больше у вас времени и чем представительнее ваш экипаж, тем привлекательнее становится путешествие на собственном автомобиле.

А вот где граница между вариантами – дело личное. Мы знаем питерцев, которые три дня ехали до Сербии, потом три дня путешествовали там, потом три дня возвращались. Мы бы так не сделали никогда, а они в восторге. Диалектика.

Тянем нитку

Решив главный философский вопрос, можно начинать прокладывать маршрут. В этом вам помогут не только бумажные карты-атласы, но и многочисленные интернет-планировщики, например, наш любимый ВиаМишлен. популярнейший Гугл и менее известные Маппи и Мап24.

Важный ориентир – сколько можно проехать в день. Не вдаваясь в подробности, скажем, что ориентироваться надо – летом! – на среднюю скорость 70-80 км/час при движении по обычным дорогам и 100-110 км/час про поездке по автобанам.

Думаете, мало? Опыт, знаете ли. Да и речь идет о реальной средней скорости за весь пробег от двери до двери, а не о крейсерской на дороге.

Поэтому если вы хотите что-то успеть посмотреть, то больше четырех-пяти часов в день отдавать машине не стоит. То есть в такой день нельзя закладывать больше 250-400 км пробега.

Но если задача дня – только перемещение в пространстве, так сказать, доставка тел к месту назначения, то можно замахнуться и на 10-12 часов езды. Тогда пробег составит порядка 800-1000 км. Индивидуальные особенности, необходимость остановок, длину светового дня и прочие многочисленные допфакторы учтите, пожалуйста, самостоятельно – типа домашнее задание.

Еще ориентиры для тех, кто собрался ехать в Европу на своей машине. От Москвы примерно два дня езды до Стокгольма, Берлина, Праги, Вены, три дня – до Парижа или Рима. От Санкт-Петербурга до Стокгольма можно доехать за один день, за два – до севера Германии или до Польши, за три – до того же Парижа или Рима. Обратно – сюрпри-и-из! – столько же :-)

Постарайтесь сделать так, чтобы в вашем маршруте какая-то страна выглядела явным местом назначения, тогда вам легче будет аргументировать в посольстве, почему вы запрашиваете визу именно у них. Под маршрут с равными днями пребывания в нескольких странах визу получить будет трудновато.

И это. как бы помягче. засуньте подальше гигантоманию и не стремитесь геройским прыжком лосося покрыть всю Европу сразу. «Семь стран за семь дней», конечно, выглядит круто, но неужто «восемь стран за шесть дней» еще круче?

Нет, конечно, можно и от такого «путешествия» получить удовольствие. Например, насладиться богатством оттенков асфальтового цвета, сравнить варианты конструкции шумозащитных экранов, стать тонким знатоком дизайна автозаправок. Но оно вам надо?

В общем, прокладывайте нитку без экстремизма и переходите к определению мест ночевок.

Обеспечиваем крышу

Мы имели в виду ту, что над головой. а вы что подумали?

Многим очень хочется перескочить через этот этап (по примеру Монголии, скакнувшей из феодализма в социализм) и разбираться уже потом, на месте. Хоть мы с уважением относимся даже к такому проявлению мирового разнообразия, но делать так вам не советуем. (Буквоеды, тихо! Пособие краткое. В книжке подробнее :-)) Во-первых, лучше потратьте время в поездке на что-нибудь более содержательное, чем рысканье по окрестностям в поисках ночлега. Во-вторых, все равно брони отелей понадобятся для получения виз.

Как найти ночлег заранее? Интернет вам в помощь. Отличные сайты-агрегаторы Венере и Букинг. а еще лучше Агрегатор Агрегаторов ВиаМишлен. который сразу на карте показывает расположение отелей в выбранном месте, позволяет их сортировать, читать отзывы-описания и бронировать прямо он-лайн – вот, кстати, банковская карта и понадобится.

Отличным и дешевым способом ночлега зарекомендовали себя многочисленные кемпинги. Только надо подготовиться: взять палатку, коврики-матрасы, постельные принадлежности, кухонное оборудование. Ресурсов в Сети на эту тему море, ограничимся двумя ссылками: Европейские кемпинги и ФАК по проживанию в кемпингах Сергея Тихомирова.

Имейте в виду, что вам придется добывать из отелей подтверждения в виде, необходимом для посольства (часто достаточно распечатки e-mail ) и отнеситесь к этому этапу ответственно: бронирование отелей как бы цементирует маршрут, и переделать что-то потом хоть и реально, но трудновато.

Собираем бумаги

Маршрут определен, отели забронированы – пора отправляться за визой. Общее правило такое: визу надо запрашивать там, куда вы собираетесь ехать (мы об этом уже предупреждали).

Шенгенских стран в Европе гора-а-аздо больше, чем нешенгенских (ау, российская власть, вы намеки понимаете?). Так что скорее всего страна вашего назначения входит в шенгенское соглашение. Тогда ее визой вы наверняка обойдетесь, ибо пограничного контроля между шенгенскими странами нет, а Украину и Белоруссию российские граждане пересекают без виз. Узнать больше про шенгенскую визу мы можете. думаете, опять в нашей книжке? нет! то есть да, в книжке тоже – но еще и в специально составленном «ЧаВо по шенгенской визе».

Чтобы получить визу, нужно представить определенный набор документов, который консульства вывешивают на своих сайтах. Интернет-пользователь Зайцелюб составил перечень сайтов посольств европейских стран и любезно разрешил не спрашивать у него разрешения на него ссылаться. Так что пользуйтесь на халяву.

Душим жабу

Все готово? Практически. Осталось только посчитать деньги. С любезного разрешения издателя процитируем самих себя и представим сводную таблицу.

Источники: http://www.infocar.ua/arts/article-9089.html, http://www.travel-journals.ru/advices/europe.htm








Комментариев пока нет!

Поделитесь своим мнением