Автомобили Времен Великой Отечественной Войны



автомобили времен великой отечественной войны

ГАЗ-03-30

Немаловажную роль сыграли союзнические поставки техники по ленд-лизу. К нам поступило около пятидесяти моделей автомобилей от американских, канадских и английских фирм. Самые распространенные из них: близнецы Willys MB и Bantam 40RC -первые в мире джипы, созданная на их базе амфибия Ford GPA, грузовики Chevrolet G7107 и C60L, Ford G8T, Dodge WC-51 и WF-32, тяжеловесы Mack и Diamond T980. Но самыми распространенными, пожалуй, были грузовики REO и Studebaker US 6х6 и 6х4. Всего в армию по ленд-лизу было поставлено около 477785 автомобилей. А общая численность автомобильного парка к концу войны, согласно энциклопедии «Великая Отечественная война», составила 664,5 тыс. автомобилей.

Willys MB

Studebaker US

Мобильность автомобильного транспорта позволяла осуществить быструю доставку и перевозку войск, боеприпасов, вооружения, продовольствия и обмундирования, эвакуацию раненых и поврежденной военной техники. Исключительно важную роль он сыграл во время блокады Ленинграда, обеспечивая по знаменитой Дороге жизни связь осажденного города с внешним миром. Огромная перевозочная работа была выполнена во время Московской, Сталинградской, Курской битв, битвы за Днепр, Белорусской стратегической операции 1944 года. К примеру, в район Сталинграда было доставлено 270 тыс. тонн грузов на расстояние 120-450 км, перевезено 20 стрелковых дивизий. Наиболее интенсивные автомобильные перевозки осуществлялись в период Берлинской операции, их объем составил свыше 1.2 млн тонн, а среднесуточный пробег автомобилей — 350 км. Всего за годы войны автомобильным транспортом перевезено свыше 625 млн тонн грузов (что соответствует 39 млн железнодорожных вагонов). Это составляет примерно 55% от общего объема перевозок.

Автомобили во время войны использовались и как боевые машины. На их шасси монтировались зенитные установки, знаменитые гвардейские минометы «катюша» БМ-8, БМ-13, БМ- 31-12, признанные самым сокрушительным наземным оружием Второй мировой войны.

БМ-13

Использовались в начале войны и бронеавтомобили, созданные на базе ГАЗ-М1, ГАЗ-67, ГАЗ-ААА, ЗиС-6 и других. Различались они по весу и вооружению. Легкие (масса до 4 т): БА-20, ФАИ-М, БА-64Б с пулеметным вооружением средние (масса 4-8 т): БА-6, БА-6М, БА-9, БА-10 тяжелые (свыше 8 т): БА-11, БА-11Д — с пушечным и пулеметным вооружением.

БА-20

БА-10

БА-11

Кроме них существовали плавающие бронеавтомобили — ПБ-4 и ПБ-7, специальные (для движения по железной дороге) — БА-20 ж.д. БА-10 ж.д. и санитарно-транспортный БА-22.

Бронеавтомобили имели несущие корпуса, как правило закрытого типа, с вращающейся башней. Шасси были 2- и 3-осные, в основном полноприводные, с пулестойкими пневматическими шинами. Но в ходе войны стала очевидной уязвимость бронеавтомобилей для артиллерии и ударов авиации, невысокая проходимость, а потому их использование к 1942 году было значительно сокращено. Лишь легкие БА-64 и БА-64Б продолжали использоваться для разведки и связи. Бронеавтомобили послужили прообразом бронетранспортеров, имеющих несколько другие цели и задачи.

Что касается гусеничной техники, то она в основном применялась в качестве артиллерийских тягачей. Основу парка составляли тягачи С-2 челябинского завода и Я-12, -13 Ярославского автомобильного завода, перешедшего целиком на их выпуск с 1943 года. А основной продукцией тракторных заводов в ходе войны стали танки и САУ (самоходные артиллерийские установки). Новое образцы последних начали создаваться на танковых шасси к концу 1941 года, когда стало ясно, что для эффективной поддержки подвижных соединений пехоты и танков, противотанковой обороны войск требуется и подвижная артиллерия.

Автомобили Великой Отечественной войны

Борьба на фронтах Второй Мировой шла не только между народами, но и между машинами. В материале мы расскажем о легковых автомобилях Великой Отечественной, которые бок о бок с людьми сражались с врагом.

Основной задачей автомобилей на войне была перевозка грузов. По объемам перевозок они соперничали с железной дорогой, а по маневренности и проходимости - превосходили ее. Тем не менее, легковые автомобили тоже занимали видное место на фронтах.

Автопарк Советского Союза военного периода состоял в основном из автомобилей марок ГАЗ и ЗиС. Завод ЗиС во время войны был эвакуирован в Ульяновск, где под навесом, без капитальных стен, при любой погоде велась сборка автомобилей. Горьковский автозавод был полностью разрушен, но восстановлен и продолжил производство.

Выпущенные заводами автомобили были просты в изготовлении, надежны, ремонтопригодны.

Кроме отечественных автомобилей, в Советский Союз производились поставки машинокомплектов и машин по ленд-лизу из США, Канады, Великобритании. Автомобили из машинокомплектов собирали на заводах ГАЗ и ЗиС, а также проводили сборку во временных цехах.

Из автомобилей по ленд-лизу в основном поставлялись грузовики и армейские тягачи, но были также легковые авто и вездеходы. Всего было поставлено около 50 000 легковых авто.

ГАЗ

ГАЗ-М-1 ( Эмка ). Серийно производился с 1936 по 1943 г. и пришел на смену ГАЗ-А. ГАЗ-М-1 был одной из наиболее распространенных моделей легковых автомобилей.

В основе автомобиля - американская модель Ford Model B 1934 года (он же - немецкий Ford Rheinland), техническую документацию на которую передали Советскому Союзу в рамках договора о сотрудничестве. Тем не менее, советские инженеры внесли ряд кардинальных изменений: была переработана подвеска, заново спроектирована рама, использовались шины низкого давления. Двигатель также был адаптирован под детали, изготавливаемые в Советском Союзе.

Автомобиль имел цельнометаллический кузов, оснащался 50-сильным 3,2-литровым 4-цилиндровым мотором и 3-ступенчатой КПП. Максимальная скорость составляла 105 км/ч, а расход топлива - 14,5 л на 100 км. На базе ГАЗ-М-1 был создан целый ряд модификаций - такси, пикап, фаэтон.

БА-20 - легкий бронеавтомобиль, построенный на шасси ГАЗ-М-1 и использующий тот же двигатель (3,2 л, 50 л.с.). Серийно производился с 1936 по 1942 г. Вооружение автомобиля составлял один 7,62-мм пулемет ДТ.

Модель БА-21 оснащалась двумя пулеметами ДТ, а на модель ЛБ-23 устанавливали новый двигатель ГАЗ-11. БА-20 использовались также Германией, Румынией и Финляндией (сняты с вооружения только в 1957 г.).

ГАЗ-11-73. Модернизированная версия ГАЗ-М-1. Выпускалась в 1940-1941 и 1945-1948 гг. во время войны собиралась мелкосерийно. Модель отличалась измененной облицовкой радиатора и капотом.

На автомобиль устанавливали знаковый для советского автопрома 3,5-литровый 6-цилиндровый двигатель ГАЗ-11 мощностью 76 л.с. (на основе мотора Dodge D5). Разогнанный до 85 л.с. вариант такого мотора устанавливали на самолеты УТ-1, УТ-2, У-2 и Г-23бис, Г-25 и КСМ-1. Такой мотор устанавливали на суда, а, кроме того, спаренную модификацию - на танки и самоходные артиллерийские установки.

ГАЗ-61 - семейство легковых полноприводных автомобилей повышенной проходимости. Выпускались с 1941 по 1945 г. мелкими партиями. На автомобили устанавливали двигатель ГАЗ-11 (3,5 л, 76 л.с.), расход топлива составлял 17 л/100 км, максимальная скорость - 105 км/ч. В паре с двигателем работала 4-ступенчатая КПП от полуторки ГАЗ-АА.

Наиболее распространенная модификация ГАЗ-61-73 - полноприводный легковой автомобиль с кузовом седан (от ГАЗ-11-73) - во время войны использовался в качестве штабного авто. На ГАЗ-61-73 ездили Константин Рокоссовский, Георгий Жуков, Иван Конев.

Модификация ГАЗ-61-417 - легкий артиллерийский тягач - оснащался 57-миллиметровой противотанковой пушкой. Был также и пикап ГАЗ-61-415 с двухместной брезентовой кабиной.

ГАЗ-64 построен на укороченном шасси ГАЗ-61 и имеет полный привод. При изготовлении были использованы 50-сильный 3,2-литровый двигатель и 4-ступенчатая КПП от грузовика ГАЗ-ММ. Автомобиль выпускался с 1941 по 1943 г.

Не смотря на внешнее сходство с американским вездеходом Bantam BRC40, ГАЗ-64 ничего общего с ним не имеет - это самостоятельная разработка инженеров ГАЗ. Единственное техническое сходство - узкую колею - расширили при модернизации. Усовершенствованная модель получила название ГАЗ-67 и выпускалась с 1943 до 1953 г. (с 1944 г. - ГАЗ-67Б ).

Автомобили использовались в качестве штабных, а также как тягачи для легких орудий и минометов. Существенными преимуществами ГАЗ-67 перед однотипными американскими авто были большая устойчивость (за счет широкой колеи), а также всеядность - ГАЗ-67 мог работать практически на любых сортах топлива и масла.

БА-64 - легкий бронеавтомобиль на шасси ГАЗ-64. Выпускался с 1942 по 1943 г. С 1943 по 1946 г. в серии была модификация с расширенной колеей - БА-64Б. Автомобиль был предназначен для разведывательных операций, его вооружение состояло из 7,62-мм пулемета ДТ-29, а экипаж - из двух человек. С 1944 г. на автомобиль стали устанавливать крупнокалиберный 12,7-мм пулемет ДШК.

На базе этого автомобиля выпускали также бронетранспортер для шестерых пехотинцев (БА-64Е), бронедрезину (БА-64В и БА-64Г) и полугусенечный снегоход (БА-643).

ЗиС

ЗиС-101 использовался для передвижения высокого начальства. Автомобиль выпускали с 1936 по 1941 г. В 1933 г. завод Красный Путиловец выпустил 6 экземпляров автомобиля Ленинград-1 (Л-1) - практически точной копии Buick-32-90. В связи с недостаточным опытом инженеров завода, а также переориентацией производства на танки Т-28, доработку и производство автомобиля поручили заводу ЗиС.

Автомобиль приводил в движение верхнеклапанный 8-цилиндровый мотор объемом 5,75 л и мощностью 110 л.с. который обеспечивал максимальную скорость в 115 км/ч.

Зарубежные легковые автомобили

Bantam B RC40 - армейский автомобиль повышенной проходимости фирмы American Bantam. Появился в результате реализации заказа американской армии на разработку нового полноприводного автомобиля. В Советский Союз поставлялся летом 1941 г.

Willys MB - представляет собой доработанную версию Bantam BRC40. В рамках программы военной мобилизации, чертежи Bantam BRC40 были переданы фирме Willys-Overland, а затем - Ford Motor.

Так появились Willys MB и аналогичный ему Ford GPW.

В Советский Союз поставлялись с лета 1942 г. и использовались как командирские автомобили и тягачи для 45-миллиметровых противотанковых пушек. На автомобиль устанавливали 2,2-литровый двигатель мощностью 60 л.с. в паре с 3-ступенчатой МКПП. Максимальная скорость составляла 104 км/ч, расход топлива - 12 л/100 км.

Ford GPA - амфибия на базе Ford GPW, выпускалась в 1942-1943 гг.

Dodge WC-51 - тяжелый внедорожник (по иной классификации - легкий грузовик). Использовался в качестве штабной машины (WC-53, -55, -56), тягача, на него мог быть установлен крупнокалиберный пулемет или 37-миллиметровая пушка.

ЗиС-21, ГАЗ-42

ЗиС-21 и ГАЗ-42 особенно выделяются из списка автомобилей. Это газогенераторные автомобили, которые в основном эксплуатировались в тылу. В качестве топлива на этих автомобилях использовались древесные чурки строго определенного размера и влажности. Для обеспечения таких автомобилей топливом были построены целые комбинаты. ЗиС-21 развивал скорость до 60 км/ч и имел грузоподъемность в 2,4 т. ГАЗ-42 развивал скорость до 50 км/ч и мог перевозить до 1,2 т. Расход топлива составлял 50-55 кг на 100 км.

  • Модернизация двигателя ГАЗ-11 (разработанного на основе мотора Dodge D5 в конце 30-х гг.) продолжалась на протяжении 50 лет. Двигатель ГАЗ-52, являющийся прямым потомком ГАЗ-11, устанавливался на грузовую линейку автомобилей ГАЗ до самого недавнего времени.
  • В Советский Союз поступали грузовые и легковые автомобили 50 моделей 26 американских, канадских и английских фирм.
  • Двигатели американских автомобилей из-за высокой степени сжатия были чувствительны к качеству топлива. В то время, как советские авто могли передвигаться даже на бензинах прямой перегонки (с октановым числом 58), для американских авто требовался качественный 72-й бензин.
  • Первый завод, производящий технику для ленд-лиза, заработал в Ираке в апреле-мае 1941 г. - до нападения Германии на Советский Союз.
  • Доля ленд-лизовской техники в советском автопарке времен войны составляла 64%.
  • За поставки по ленд-лизу Советская сторона (и ее правопреемник Россия) не расплатилась и по сей день.

рынок грузовиков | Опубликовано - -05-14 17:29:07 (41249 раз прочитано)

67 лет назад 9 мая 1945 года наш народ одержал Великую Победу, которая далась нам очень тяжело: числом огромных жертв и невероятных усилий. Для того, чтобы оценить величину подвига советских солдат в той войне в Киеве прошла военно-историческая реконструкция: Май 1945-го. Австрия. Грац, где была воссоздана атмосфера конца войны. Малоизвестные страницы истории: не смотря на то, что командование гитлеровских войск подписало капитуляцию, отдельные части ее не признали и продолжали сопротивление. Корреспондент AUTO-Consulting побывал на театре военных действий, который был прекрасно организован силами военно-исторических клубов и МОО Киевский клуб «Красная звезда» и был максимально приближен к реалиям.

Для того, чтобы осознать подвиг наших солдат в той войне для начала нужно представить какая армада вторглась на нашу территорию 22 июня 1941 года. Немного статистики: в 1937 году немецкие заводы произвели около 350 тысяч автомобилей всех типов, в том числе 60 тысяч грузовиков и автобусов и несколько сотен тысяч мотоциклов. И это только за один предвоенный год. Но даже такого количества техники не хватало для комплектации немецких дивизий. Поэтому в ноябре 1939 года был введен в действие план, названный по имени его создателя, уполномоченного Генштаба по автомобильной технике гитлеровского полковника (в будущем – генерал-майора) Адольфа фон Шелла. В соответствии с этим планом автозаводы продолжали выпускать свои прежние, гражданского типа автомобили, но количество их моделей было сильно сокращено: легковых – с 52 до 19 и грузовых – со 113 до 30. Оставшиеся на производстве грузовики обозначались индексом «S» – стандартный.

Согласно данным, полученным в годы войны нашей разведкой, в 1940 году в самой «Великой Германии» (территория прежней Германии, Австрии, Венгрии, Чехословакии и Польши вместе взятых) было произведено порядка 56 000 грузовиков, во Франции – 35 000 грузовиков, и в Италии – 14 000 (всего 105 тысяч грузовиков). За 1941 год те же данные по выпуску грузовиков составили: в Германии – 54 500 автомобилей, во Франции – 41 000 машин, и в Италии – 14 500 грузовиков (всего 110 тысяч грузовых автомобилей). В 1942 году, когда немецкая военная машина начала «пробуксовывать» на Восточном фронте, цифры эти несколько уменьшились, но все равно оставались весьма внушительными: в «Великой Германии» – 47 000 грузовиков, во Франции – 34 500 грузовиков, и в Италии – 12 700 грузовиков (всего 94,2 тысячи грузовиков). С учетом же ранее выпущенных моделей количество одних только грузовиков, двинувшихся летом 1941 года на просторы СССР, составляло порядка 280 тысяч машин – огромная цифра. Притом к началу Великой отечественной войны в немецких войсках уже сформировались четкие приоритеты и классы техники.

Наиболее известными немецкими грузовиками были машины Opel Blitz грузоподъемностью 3000 кг. Они оснащались 6–цилиндровыми карбюраторными двигателями рабочим объемом 3626 см3, мощностью 68 л. с. (с 1939 г. – 75 л. с.). С 1937 по 1944 год данная модель выпускалась на заводе в Бранденбурге, но после бомбардировок опелевского завода с 1944 года их аналоги шли в войска и под именем Mercedes-Benz L701 и выпускались на предприятии Daimler.

Для более тяжелых грузов использовались 3-осные Henschel 33D1 грузоподъемностью 3500 кг с колесной формулой 6x4 и 6х6. Фирма «Хеншель» (из города Кассель) начала его выпуск еще в 1934 году. На автомобиль устанавливался 6–цилиндровый дизельный двигатель рабочим объемом 9123 см3, мощностью 100 л. с. и имел кабину с брезентовой крышей. Именно такой экземпляр и прибыл в Киев.

Кроме упомянутых моделей, которые можно было видеть в реконструкции, вермахт использовал и технику производства Чехии, Франции, Италии, Венгрии, Австрии, но основу армейского транспорта составляли все-таки немецкие «Даймлер-Бенц», «Боргвард», «Бюссинг-НАГ», «Магирус», «МАН».

На военно-исторической реконструкции AUTO-Consulting обнаружил и уникальный Citroen 23. Внешне он сильно напоминает нашу «полуторку» ГАЗ-АА, но роднит его с ней только время производства и грузоподъемность – 1,5 т. Капотные Citroen 23U с колесной базой 3380 мм и длиннобазные 23LU (3750 мм), унифицированные по агрегатам с легковой моделью 11CV и оснащенные 1,9-литровым мотором мощностью 42 л.с. С полной массой 3520 кг они развивали скорость 70 км/ч. С конца 1930-х годов выпускался армейский вариант Т-23 (23R) с 48-сильным вариантом прежнего двигателя. Только в Вермахте машин 23 серии было около 6 тыс. единиц. Поставлял технику вермахту и концерн «Рено», который выпустил в 1940–1944 годах 35 000 грузовиков, большинство из которых воевало в германской армии.

Не менее мощным в Германии было и производство военных легковых автомобилей. В 1930-е годы простые кюбельвагены для Вермахта выпускали многие немецкие автомобильные фирмы. Самые простые и недорогие машины предлагали относительно небольшие компании Адлер (Adler), БМВ (BMW), Вандерер (Wanderer), Ганомаг (Hanomag), ДКВ (DKW), Штёвер (Stoewer) и другие. Обычно они выпускали только шасси, а кузова различных видов, конфигурации и комплектации на них устанавливали специализированные кузовные изготовители Ауэр (Auer), Аккерманн (Ackermann), Амби-Бадд (Ambi-Budd), Бауэр (Bauer), Гаубшат (Gaubschat), Глэзер (Glaser), Трутц (Trutz), Эрдманн унд Росси (Erdmann Rossi) и многие другие. Самый обширный ряд прочных и наиболее качественных марок предлагал концерн Даймлер-Бенц , а также фирмы Опель (Opel) и Хорьх. (Horch). Но самым известным кюбельвагеном считается Volkswagen 82.

Еще один уникальный экземпляр самого массового авто вермахта AUTO-Consulting обнаружил в Киеве – это VW Type 82 или K#252 belwagen. Прототип армейского автомобиля, максимально унифицированный по механической начинке с гражданской моделью KdF-Wagen, был разработан на заводе Volkswagen в 1938 году (первый прототип был сконструирован Ф. Порше ещё в 1936 г.) и получил обозначение KdF Тур 62 или VW Тур 62. В том же году были собраны первые 30 автомобилей. После испытаний и доработок прототип получил новое обозначание KdF Typ 82 или VW Typ 82. В серийное производство пошёл с ноября 1940 года, в вермахте был стандартизирован как Kfz.1 (нем. Kraftfahrzeug —- «автомобиль»). Автомобиль отличался от гражданской модели специальным облегченным открытым 4-дверным кузовом с плоскими панелями, задними колёсными редукторами, межколёсным самоблокирующимся дифференциалом, увеличенным до 290 мм клиренсом, 16-дюймовыми колёсами (в версии для африканской пустыни — с большей шириной протектора).

В марте 1943 года на «кюбельваген» начали устанавливать 25-сильный двигатель рабочим объёмом 1130 см#179 . Всего до лета 1945 года было выпущено 50 435 «кюбелей», что сделало Kfz.1 и его модификации самыми массовыми лёгкими автомобилями в вермахте и войсках СС. Компановочно VW 82 – это был практически «Фольксваген Жук», который впоследствии стал самым массовым, но уже мирным автомобилем VW. Если бы не война, наверное «Жук» появился бы раньше, но в 40-е годы Германии не нужны были дешевые автомобили для мирных граждан, а нужны были неприхотливые армейские внедорожники и гений Фердинанта Порше тогда сработал на армию.

На реконструкции в Киеве AUTO-Consulting обнаружил и полностью рабочий полугусеничный бронетранспортёр Sd. Kfz. 251 Ausf, который использовали во многих подразделениях немецких войск. Благодаря гусеничному приводу он обладал хорошей проходимостью и мог нести различное вооружение и перевозить под броней личный состав.

В этом году в действе были задействованы и оригинальные немецкие танки «Тигр» и «Пантера», а также десятки мотоциклов, которые составляли основу немецких мотопехотных частей. При этом мотоцикл в немецких войсках – это был не только транспорт, но полноценная боевая машина благодаря своеобразному ноухау (как в 20-е годы обычная конная повозка благодаря идеи Нестора Махно превратилась в грозную тачанку), так и тяжелый мотоцикл BMW R12 с коляской мог быть оснащен пулеметом и вести огонь на ходу. Рейды немецких мотоциклистов на ВМW R 75 и Zundapp КS750 или DKW были молниеносны и неожиданны. В Красной Армии им могли противопоставить только немногочисленную мотопехоту на ИЖах, ПМЗ (в год в СССР тогда выпускали всего 5 тыс. мотоциклов и мотовелосипедов, тогда как в Германии делали по 200 тыс. мотоциклов уже в 1938 г), а производство тяжелых мотоциклов Днепр и Урал в СССР наладили уже после войны на трофейном оборудовании. ВМW же только за годы войны выпустила 16 510 мотоциклов только одной модели R 75, а Zundapp KS 750 - 18 635 шт.

Мощь немецкой техники в первые дни войны была ошеломляющая, ведь СССР в то время мог противопоставить только устаревшие танки, а основным автомобилем в войсках были ГАЗ-АА «полуторка» и 3-тонный ЗИС-5. В первые месяцы войны на фронтах не было даже армейского штабного автомобиля (его роль выполнял обычный легковой ГАЗ М1) и лишь к концу 41-го им стал ГАЗ-64 (было выпущено всего 686 штук), а в 1942-м начали поступать первые ГАЗ-67. В реконструкции AUTO-Consulting обнаружил и два прекрасно восстановленных экземпляра бронеавтомобиля БА-64, которые были единственным легким броневиком в Красной Армии и противостояли различным видам немецких бронетранспортеров.

Большим подспорьем для Красной Армии стали американские автомобили, поставляемые по «лэнд-лизу». Так к концу войны в войска было поставлено 50000 штук Wyllis MB, Ford GP (от этого сокращения и пошло название «джип»), а также Bentam. Поставлялись в войска и более крупные внедорожники Dodge WC-51, прозванные «три четверти» за грузоподъемность в 750 кг.

Основную тяготу войны на своих кузовах (плечах) вывезла «полуторка» ГАЗ-АА. Общий тираж «полуторок», включая довоенное производство, превысил миллион экземпляров, но конечно, автомобилей в войсках было намного меньше, так как их нещадно уничтожала немецкая авиация и завод ГАЗ в военные годы выпускал даже упрощенные версии с одной фарой и деревянной кабиной, так как не хватало комплектующих и металла.

Вторым трудягой, по-праву, считают ЗИС-5, который имел грузоподъемность 3 т и именно на этот автомобиль установили знаменитые реактивные установки «Катюша».

Но все ветераны вспоминают и еще один автомобиль, который стал очень любимым в войсках. Это американский 3-осный Studebeker US6. Впервые экзотическая машинка появилась на наших дорогах уже осенью 1941 пока в минимальных количествах, но уже летом 1942 автомобиль стал узнаваемым на всех фронтах. Доставлялись в СССР они весьма необычным способом – через Иран, а сам маршрут получил название «трансиранского». Почти сразу в порты Ирана двинулись американские сухогрузы, чей путь от побережья США до берегов Ирана был равен двум с половиной месяцам. Специально для поставок по ленд-лизу была модернизирована трансиранская железная дорога, и на скорую руку построены множество дорог автомобильных, а также под руководством корпорации GM там было построено два автосборочных предприятия значительная часть автотранспорта поставлялась в машинокомплектах. Из Ирана на фронт грузовики шли уже своим ходом, и уже с грузами. Всего в СССР было поставлено более 100 000 одних только «студебекеров». Но, кроме собственно «Студебекера Ю-Эс 6», в Советский Союз поставлялись, хоть и в гораздо меньших объемах, грузовики Chevrolet G7107 и Ford G8T. Именно уникальный Chevrolet G7107 4х4 AUTO-Consulting и удалось сфотографировать в Киеве.

Любопытна и судьба такого огромного количества Studebeker, Wyllis, Dodge, Chevrolet после войны. Неужели они все погибли на фронтах? Почему до наших дней дошло так мало этой техники? Увы, судьба большинства этих трудяг войны была печальна: согласно условиям «ленд-лиза», СССР расплачивался только за потерянную в боях технику, а уцелевшая подлежала возврату в США в полном комплекте. Как следствие, перед тем как быть отданными американской стороне «студеры» проходили «капиталку», в них заливали свежие технические жидкости, меняли изношенные запчасти на новые, подкрашивали и сдавали обратно американской приемной комиссии.

А после, по словам очевидцев, в порт прибывал сухогруз, с него на берег выгружался и монтировался специальный пресс, и тщательно ухоженные грузовики прессовались в нем до нескольких кубометров лома, в компактные брикеты, поскольку столько б/у-шной техники США было ни к чему. После брикеты грузились на корабли, но и везти их как металлолом в США было слишком расточительно. И их просто топили в океане. А та техника, которая осталась у нас – это машины, которые по каким-то причинам не прошла комиссию для возврата. Но, к счастью, именно по ней мы можем сейчас изучить на чем воевали наши войска в той страшной войне. Согласно статистике по состоянию на 1 мая 1945 года в Красной Армии имелось 664, 5 тысячи автомобилей, из них: 58,1 % – отечественного производства, 32,8 % – автомобили, полученные по ленд-лизу и 9,1 % (примерно 60,5 тысяч единиц) – трофейные. Но немецкие автомобили в Красной Армии долго не служили, так как к ним не было ни запчастей, ни масел, да и слишком разнились стандарты.

Вот такой тяжелой была та Победа 9 мая 1945 года. Именно простые наши солдаты своим героизмом смогли превзойти мощь немецкой техники. И этот подвиг нужно помнить вечно.

Инф. и фото AUTO-Consulting

Редакция выражает благодарность МОО Киевский клуб «Красная Звезда» за помощь в организации съемок

Источники: http://www.drive2.ru/b/482698/, http://autoportal.ua/articles/encyclopaedia/17588.html, http://www.autoconsulting.ua/article.php?sid=23720








Комментариев пока нет!

Поделитесь своим мнением