С Какого Года Осаго Стало Обязательным



с какого года осаго стало обязательным

История ОСАГО в России

Первые разговоры об ОСАГО на территории России начались в 20-е годы XX века. Пришла идея из Западных стран, где практика страхования автогражданской ответственности существовала гораздо раньше. Предложение хоть и было озвучено в высших эшелонах власти, но так и осталось витать в воздухе , о нем быстро забыли и не вспоминали вплоть до 60-х годов.

Вторая попытка упорядочить отношения между автомобилистами с помощью обязательного страхования была предпринята руководством Советского Союза во второй половине минувшего столетия. Поскольку транспортных средств в стране было не очень много и рядовые граждане не имели возможности их свободно приобретать, в отсутствии благодатной почвы инициатива вновь «захлебнулась».

Официально ОСАГО в России появилось в 1991 году, но его форма отличалась от нынешней, в частности, страхование было добровольным. После 2000-го года ситуация существенно изменилась, автомобильный рынок России буквально заполонили иномарки, вопрос безопасности и решения спорных вопросов вышел на первый план.

Обязательным страхование автогражданской ответственности стало лишь 1 июля 2003 года, хотя Закон о нем был принят годом ранее - 25 апреля 2002 года. Российские автолюбители восприняли новость в штыки. Не то, чтобы условия ОСАГО ложились на них тяжким бременем, просто любое принудительное действие всегда вызывает отрицательные эмоции.

В настоящее время полис ОСАГО имеют около 90 процентов автомобилистов России, причем, подавляющее большинство из них (около 80 процентов) утверждает, что страховка действительно упрощает процедуру получения выплат в случае дорожно-транспортного происшествия. Поскольку гарантами ОСАГО выступают Российский союз автостраховщиков и Министерство внутренних дел России, как правило, проблем с выдачей денежных средств не возникает.

По нынешнему законодательству, чтобы застраховать автомобиль, чем возраст старше трех лет, требуется документ о прохождении технического осмотра, который свидетельствует об исправном состоянии транспортного средства. Если авто недавно сошло с конвейера и ему не исполнилось трех лет, свидетельство о прохождении техосмотра при заключении договора ОСАГО не обязательно.

Добросовестные водители при оформлении обязательной страховки могут получить скидку, для этого следует не нарушать Правила дорожного движения и не становиться участниками ДТП. Размер скидки зависит от нескольких факторов – возраста автомобилиста, добропорядочности водителя, наличия или отсутствия страховых случаев.

В настоящее время в России создана и действует Единая автоматизированная информационная система российского союза автостраховщиков (АИС РСА). введенная в действие в году. В базе содержится вся информация об автовладельцах и страховых случаях ОСАГО. Страховщики используют ее для воссоздания полной картины при заключении договора, чтобы высчитать стоимость ОСАГО для конкретного автомобилиста.

ОСАГО: за и против

Почему по полисам ОСАГО практически невозможно получить возмещение

С 2008 года ОСАГО стало по-настоящему обязательным видом страхования. С 1 января сотрудники ГАИ получили право штрафовать водителей за отсутствие полиса ОСАГО — обязательное страхование гражданско-правовой ответственности владельцев наземных транспортных средств (также называют ОСАГО — обязательное страхование автогражданской ответственности). Размер штрафа — 8,5-17 грн, при повторном нарушении — 34 грн. Как и предполагалась, новость о введение штрафов с 1 января спровоцировала увеличение спроса на полисы ОСАГО .

По словам страховщиков, объемы продаж автогражданки в ноябре-декабре 2007-го и январе 2008-го выросли в 2-3 раза. В СК «Оранта » и «Дженерали Гарант » рост поступлений по договорам автогражданки в январе был на уровне 200%. В СК «Страховые традиции » спрос на ОСАГО увеличился в 3 раза. У мелких игроков продажи подросли на 50-60%. «Если гаишники будут контролировать наличие у водителей полисов ОСАГО, рынок автогражданки в 2008 году вырастет как минимум в 2,5-3 раза», — предполагает Игорь Сахар, заместитель председателя правления Европейского страхового альянса.

Добровольная обязаловка

ОСГПО — одно из самых прибыльных направлений для украинских страховых компаний. Уровень выплат по этому виду страхования — самый низкий по отрасли. от страховщиков к страхователям вернулось 30% сумм, полученных за полисы автогражданки, тогда как за рубежом этот показатель нередко зашкаливает за 100%, а выплаты по КАСКО в отечественных СК достигают 80-90% премий.

Лоббируя Закон об ОСАГО в Верховной Раде и введение штрафов за отсутствие полиса автогражданки, страховщики рассчитывали получить миллионные доходы. Поскольку суммы выплат по ОСАГО небольшие, а сами страховки недорогие, страховые компании надеялись, что многие пострадавшие в ДТП не станут добиваться от них компенсаций в случае отказа возместить убытки. Многие страхователи действительно не рискуют связываться с бюрократической процедурой возмещения», — говорит страховой брокер Евгений Дейкун. На руку страховщикам и незнание многими автолюбителями, от чего их защищает полис ОСАГО (ущерб, нанесенный виновником ДТП — страхователем третьим лицам, возмещает его страховая компания).

В России введение ОСАГО сопровождалось массированной рекламно-разъяснительной кампанией (российские страховщики уже покрыли автогражанкой 95% автомобилей). В Украине Закон об ОСАГО принят несколько лет назад, однако автолюбители неохотно покупают полисы. Страховщики не стали проводить рекламную кампанию, избрав другой метод воздействия на потенциальных клиентов. «Всплески продаж полисов ОСАГО в разные годы связаны с новостями о том, что Госавтоинспекция с такой-то даты начнет штрафовать водителей за отсутствие страховки», — признают в одной из страховых компаний.

По словам Александра Климовича, начальника управления анализа страховой деятельности СК «Дженерали Гарант», примерно 30% полисов, проданных в 2007-м, имели срок действия меньше одного месяца. Таким образом автолюбители экономили. В 2007 году гаишники проверяли наличие полисов ОСАГО только при выдаче техпаспорта или очередном техосмотре. Купив самый дешевый полис (сроком действия на 15 дней), можно было без проблем пройти техосмотр и получить техпаспорт.

Всего в 2007-м страховщики продали 3,68 млн полисов ОСАГО. Это 40% потенциального рынка ОСАГО. в Украине примерно 10 млн транспортных средств страховщики ежегодно могут продавать полисов автогражданки более чем на 1,5 млрд грн. Впрочем, за прошлый год объем собранных премий вырос существенно: на 62,1% — до 665 млн грн. «Несмотря на отсутствие жесткого контроля над наличием полисов, в 2007 году рынок вырос более чем в полтора раза», — констатирует Игорь Сахар.

В 2008-м СК планируют застраховать уже 70% украинских водителей, увеличив приток премий в 2,5-3 раза. «При жесткой проверке полисов сотрудниками ГАИ в этом году страховщики продадут до 7,5 млн полисов — 70-75% потенциального рынка ОСАГО. Если ГАИ не будет проверять полисы ОСАГО у водителей, страховые компании смогут реализовать не более 6 млн полисов», — прогнозирует Александр Климович.

Сохранит и сбережет

В отличие от КАСКО, автогражданка дает страхователю невысокий уровень защиты. Для ОСАГО законодатели установили так называемый лимит ответственности за причиненный ущерб. За причиненный ущерб имуществу потерпевшие в ДТП, за исключением виновника аварии, по ОСАГО могут рассчитывать на компенсацию от страховщика в размере не более 25,5 тыс. грн каждый. Однако общая сумма выплат не должна превышать 127,5 тыс. грн (сумма возмещения не должна превышать пятикратный лимит ответственности по одному страховому случаю). Максимальная сумма, которую выплатят за ущерб здоровью или жизни потерпевших (исключая виновного в ДТП), — 51 тыс. грн каждому.

Страховая компания, возместившая ущерб по страховке ОСАГО, может подать регрессный иск на виновника происшествия. Поводов для иска немало:

  • алкогольное опьянение водителя — инициатора ДТП
  • управление автомобилем без доверенности
  • побег с места аварии
  • отказ виновника ДТП пройти медицинское обследование.

В этом случае все расходы СК по возмещению ущерба третьим лицам погашает виновник аварии.

Средняя стоимость полиса ОСАГО по рынку — 197 грн. В 2008 году цена страховки может вырасти, прогнозируют страховщики: если водители будут чаще покупать годовые полисы (стоимостью от 300 грн), а не «короткие» (сроком действия на пару недель) за 15-20 грн. Средняя сумма возмещения по ОСАГО — 5 тыс. грн. Олег Карпенко, заместитель начальника управления продаж автотранспортного страхования CК «НОВА », уверяет, что сумма возмещений постоянно растет. Слова эксперта подтверждают в Украинской страховой группе: в начале 2007 года компания погашала по страховкам ОСАГО 200 тыс. грн в месяц, к концу года выплаты увеличились до 1 млн грн. Впрочем, уровень выплат во многом зависит от структуры страхового портфеля компании: если компания торгует преимущественно 15-дневными полисами (риски по таким страховкам минимальны), то и уровень выплат невысок.

Приходите завтра

На автомобильных интернет-форумах автогражданку и страховщиков, которые ее продают, в основном ругают. Автолюбители говорят, что страховщики затягивают выплаты по ОСАГО. выплачивают компенсацию не в полном объеме, а то и вообще отказываются возмещать убытки.

Сергей Васильев, арт-директор рекламного агентства, в сентябре 2007 года попал в ДТП. Виновником происшествия был водитель Opel Astra. «Страховая компания до сих пор не возместила ущерб, поскольку суд не принял решение о страховом возмещении, хотя должен был это сделать еще в октябре», — жалуется Васильев.

Елена Гуляева, менеджер по рекламе крупного промышленного холдинга, застраховала свою Skoda Fabia в 2007 году. В начале декабря прошлого года она попала в ДТП: в машину врезался микроавтобус, за рулем которого был нетрезвый водитель. Елена обратилась в страховую компанию горе-водителя, предоставив заявление и все необходимые документы. Страховщик отправил потерпевшую к своему «независимому эксперту» — для осмотра автомобиля. По словам Елены Гуляевой, эксперт крайне поверхностно осмотрел автомобиль — без помощи подъемников, инструментов.

Потерпевшая указала на скрытые повреждения, эксперт вписал их в акт осмотра. Через десять дней страховая компания рассчитала расходы на восстановление автомобиля. Сумма выплаты оказалась в несколько раз ниже, чем реально требовалось на ремонт машины. На претензии Елены в страховой компания ответили угрозами: если клиентка не предоставит фотографии с изображением всех поломок — уменьшат сумму возмещения.

За помощью Гуляева обратилась к независимому брокеру. Тот оценил убытки, детально расписав причину их возникновения, и оформил пересмотр выплаты. Документ предоставили страховщику. Компания признала правоту Гуляевой, однако по-прежнему задерживает платеж. Теперь потерпевшая планирует обратиться в суд с иском к СК.

Если со страховой компанией не удалось договориться мирным путем, а ходить по судам не хочется, независимые брокеры советуют написать жалобу в Моторное (транспортное) страховое бюро. Членство в МТСБУ обязательно для страховых компаний, занимающихся страхованием транспортных средств. Бюро — своего рода надзиратель над страховщиками и защитник страхователей. Профорганизация может надавить на недобросовестного страховщика, пригрозив лишить того членства в Бюро, тем самым закрыв страховой компании доступ на рынок ОСАГО. Ускорить выплату ущерба страховой компанией можно, обратившись в Госфинуслуг, Ассоциацию страхователей Украины или Госпотребстандарт.

От чего защищает автогражданка

Полис ОСАГО защищает в случае, когда страхователь является виновником аварии — компенсация ущерба пострадавшим в ДТП ложится на плечи страховой компании. В случаях, когда виновник аварии неизвестен или не имеет полиса ОСГПО, пострадавшие водители, оформившие полис, тоже имеют право на компенсацию причиненного им ущерба — из фондов Моторного (транспортного) страхового бюро Украины.

Топ-10 страховщиков в сегменте ОСАГО

Топ-10 страховщиков — членов МТСБУ по количеству проданных полисов ОСАГО на 1 ноября 2007 года

1. НАСК «Оранта»

2. ЗАО «УСК «Княжа»

3. ОАО «УСК «Дженерали Гарант»

Топ-10 страховщиков — членов МТСБУ по сумме выплаченных страховых возмещений на 1 ноября 2007 года

Что такое ОСАГО?

ОСАГО - это обязательное страхование автогражданской ответственности. Сумма страхового покрытия по ОСАГО составляет 240 тысяч рублей в части возмещения вреда, причиненного жизни или здоровью нескольких потерпевших, и не более 160 тысяч рублей при причинении вреда жизни или здоровью одного потерпевшего 160 тысяч рублей в части возмещения вреда, причиненного имуществу нескольких потерпевших, и не более 120 тысяч рублей при причинении вреда имуществу одного потерпевшего.

Лимит ответственности страховой компании по ОСАГО

Согласно Закону об ОСАГО, страховая сумма, в пределах которой страховая компания обязуется при наступлении каждого страхового случая (независимо от их числа в течение срока действия договора обязательного страхования) возместить потерпевшим причиненный вред, составляет 400 тысяч рублей, а именно:

в части возмещения вреда, причиненного жизни или здоровью нескольких потерпевших, - 240 тысяч рублей и не более 160 тысяч рублей при причинении вреда жизни или здоровью одного потерпевшего

в части возмещения вреда, причиненного имуществу нескольких потерпевших, - 160 тысяч рублей и не более 120 тысяч рублей при причинении вреда имуществу одного потерпевшего.

Кто должен покупать полис ОСАГО

Согласно Закону об ОСАГО обязанность по страхованию гражданской ответственности распространяется на владельцев всех используемых на территории Российской Федерации транспортных средств (как российских, так и иностранных), за исключением:

  • владельцев транспортных средств, максимальная конструктивная скорость которых составляет не более 20 километров в час
  • владельцев транспортных средств, на которые по их техническим характеристикам не распространяются положения законодательства РФ о допуске транспортных средств к участию в дорожном движении на территории РФ
  • владельцев транспортных средств Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов, в которых предусмотрена военная служба, за исключением автобусов, легковых автомобилей и прицепов к ним, иных транспортных средств, используемых для обеспечения хозяйственной деятельности
  • владельцев транспортных средств, риск ответственности которых уже застрахован иным лицом (страхователем) соответствии с Законом об ОСАГО.
Тарифы по ОСАГО

Тарифы по обязательному страхованию гражданской ответственности, согласно Закону об ОСАГО, устанавливаются Постановлением Правительства Российской Федерации и могут пересматриваться каждые полгода. Действующая в настоящее время система тарифов утверждена Постановлением Правительства РФ № 264 от 7 мая 2003 г.

Возмещение по полису ОСАГО

На возмещение по договору ОСАГО может претендовать любое лицо, которому был причинён вред транспортным средством, за исключением случаев:

  • причинения морального вреда или возникновения обязанности по возмещению упущенной выгоды
  • причинения вреда при использовании транспортных средств в ходе соревнований, испытаний или учебной езды в специально отведенных для этого местах
  • загрязнения окружающей природной среды
  • причинения вреда в результате воздействия перевозимого груза, если риск такой ответственности подлежит обязательному страхованию в соответствии с законом о соответствующем виде обязательного страхования
  • причинения вреда жизни или здоровью работников при исполнении ими трудовых обязанностей, если этот вред подлежит возмещению в соответствии с законом о соответствующем виде обязательного страхования или обязательного социального страхования
  • возникновения обязанности по возмещению работодателю убытков, вызванных причинением вреда работнику
  • причинения водителем вреда управляемому им транспортному средству и прицепу к нему, перевозимому в них грузу, установленному на них оборудованию
  • причинения вреда при погрузке груза на транспортное средство или его разгрузке
  • причинения вреда при движении транспортного средства по внутренней территории организации
  • повреждения или уничтожения антикварных и других уникальных предметов, зданий и сооружений, имеющих историко-культурное значение, изделий из драгоценных металлов и драгоценных и полудрагоценных камней, наличных денег, ценных бумаг, предметов религиозного культа, а также произведений науки, литературы и искусства, других объектов интеллектуальной собственности.
Льготы при покупке полисов ОСАГО

В соответствии со статьёй 17 Закона об ОСАГО предусмотрены следующие льготы:

Инвалидам, получившим транспортные средства через органы социальной защиты населения, предоставляется компенсация в размере 50 процентов от уплаченной ими страховой премии по договору обязательного страхования. Данная компенсация предоставляется при условии использования транспортного средства лицом, имеющим на нее право, и еще не более чем одним водителем.

Компенсации страховых премий по договору обязательного страхования выплачиваются в установленном Правительством Российской Федерации порядке за счет средств, предусмотренных федеральным бюджетом на социальную помощь (начинает действовать с 31 декабря 2003 года).

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий вправе устанавливать полные или частичные компенсации страховых премий по договорам обязательного страхования иным категориям граждан.

Санкции за отсутствие полиса ОСАГО

Контроль наличия полисов у водителей возложен на ГАИ.

С 1 января 2004 года действуют Статьи 12.3 и 12.37 Кодекса об административных правонарушениях РФ, которые предусматривают следующие штрафы за нарушения в сфере ОСАГО:

  • Управление транспортным средством водителем, не имеющим при себе страхового полиса ОСАГО за исключением случая, предусмотренного частью 2 статьи 12.37 (водитель не приобретал полиса ОСАГО), влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере 100 руб.
  • Управление транспортным средством в период, не предусмотренный полисом ОСАГО, или управление транспортным средством водителями, не указанными в полисе ОСАГО, влечет наложение административного штрафа в размере 300 руб.
  • Неисполнение владельцем транспортного средства установленной федеральным законом обязанности по страхованию своей гражданской ответственности, а равно управление транспортным средством, если такое обязательное страхование заведомо отсутствует, влечет наложение административного штрафа в размере штраф от 500 до 800 руб. а с 1 июля 2008 г. – запрещение эксплуатации ТС со снятием государственных регистрационных знаков.
Условия страхования

Полис ОСАГО гарантирует возмещение ущерба, причиненного автовладельцем, жизни, здоровью и/или имуществу третьих лиц во время эксплуатации автомобиля.

Страховая сумма

Страховая сумма - сумма возмещения ущерба при страховом случае установлена в размере 400 тыс. рублей:

-240 тыс. руб. – максимальная сумма возмещения при причинении вреда жизни и здоровью нескольким потерпевшим (но не более 160 тыс. рублей на одного потерпевшего)

-160 тыс. руб. – максимальная сумма возмещения при причинении вреда имуществу нескольких потерпевших (но не более 120 тыс. руб. на одного потерпевшего).

Страховая сумма является лимитом ответственности Страховщика на каждый страховой случай.

Владельцы ТС, имеющие полис обязательного страхования гражданской ответственности, могут дополнительно в добровольной форме осуществлять страхование на случай недостаточности страховой выплаты по обязательному страхованию для полного возмещения вреда, причиненного жизни, здоровью или имуществу потерпевших, а так же на случай наступления ответственности, не относящейся к страховому риску по обязательному страхованию.

Срок страхования и период эксплуатации транспортного средства

Владельцы ТС, постоянно зарегистрированных в РФ, заключают договор ОСАГО на 1 год.

Владельцы ТС, зарегистрированных в иностранных государствах и временно используемых на территории РФ, заключают договор на весь срок временного использования таких ТС, но не менее чем на 15 календарных дней.

Владельцы ТС, следующих к месту постоянной регистрации (транзит), могут заключить договор обязательного страхования на 1 месяц.

Владельцы ТС, эксплуатирующие ТС не круглый год, могут заключить договор страхования с условием ограниченного периода использования ТС, что уменьшает сумму страхового взноса. Причем, в пределах срока страхования можно указать два периода ограниченного использования ТС, которые суммарно должны составлять не менее 6 месяцев.

Лица, допущенные к управлению ТС

Возможны два варианта страхования:

- с ограничением количества лиц, допущенных к управлению ТС (всех лиц, допущенных к управлению ТС, чья гражданская ответственность за рулем данного ТС подлежит страхованию, необходимо указывать в полисе)

- без ограничения количества лиц, допущенных к управлению ТС.

Транспортные средства, принадлежащие юридическим лицам, подлежат страхованию без ограничений, количества лиц, допущенных к управлению ТС .

Страховые тарифы и порядок их применения едины для всех страховых компаний и определены Постановлением Правительства РФ №264 от 07.05.03.

Страховые тарифы состоят из базовых ставок и коэффициентов. Базовые ставки страховых тарифов устанавливаются в зависимости от технических характеристик, конструктивных особенностей и назначения ТС, существенно влияющих на вероятность причинения вреда при их использовании и на потенциальный размер причиненного вреда.

Коэффициенты, входящие в состав страховых тарифов, устанавливаются в зависимости от:

- территории преимущественного использования ТС (определяется по месту регистрации собственника по документам на ТС)

- наличия или отсутствия страховых выплат, произведенных страховщиками при осуществлении обязательного страхования гражданской ответственности владельцев указанного ТС в предшествующие периоды

- водительского стажа и возраста допущенных к управлению водителей (если договором предусмотрено управление ТС только определенными лицами)

- сезонного использования ТС.

Кроме коэффициентов, указанных выше, страховыми тарифами предусматриваются коэффициенты при обязательном страховании гражданской ответственности владельцев ТС:

- сообщивших страховщику заведомо ложные сведения о запрошенных им обстоятельствах, влияющих на страховую премию по договору обязательного страхования, что повлекло за собой ее уплату в меньшей сумме по сравнению с той суммой, которая была бы уплачена при сообщении владельцами транспортных средств достоверных сведений - умышленно содействовавших наступлению страхового случая или увеличению связанных с ним убытков либо заведомо исказивших обстоятельства наступления страхового случая в целях увеличения страховой выплаты

- причинивших вред при обстоятельствах, явившихся основанием предъявления регрессного требования (статья 14 настоящего Федерального закона).

Данные коэффициенты применяются страховщиками при заключении или продлении договора обязательного страхования на год, следующий за периодом, в котором страховщику стало известно о совершении предусмотренных настоящим пунктом действий (бездействии).

В соответствии со ст. 9 п. 4. ФЗ Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств , максимальный размер страховой премии по договору обязательного страхования не может превышать трехкратный размер базовой ставки страховых тарифов, скорректированной с учетом территории преимущественного использования ТС, а при применении коэффициентов, установленных в пункте 3 вышеупомянутой статьи, - ее пятикратный размер.

Источники: http://homepolis.ru/istoriya-osago-v-rossii, http://www.prostobank.ua/finansovyy_gid/strahovanie/stati/osago_za_i_protiv, http://tezcar.ru/strahovanie_osago.html








Комментариев пока нет!

Поделитесь своим мнением