Производство Легковых Автомобилей В России



производство легковых автомобилей в россии

PricewaterhouseCoopers

Рост мирового производства легковых автомобилей

  • Рост мирового производства автомобилей в году по сравнению с годом ожидается на уровне 7%.
  • Во многом это связано с продолжающимся ростом спроса в Китае и Индии, восстановлением рынка в США, а также общемировым ростом спроса на премиальные бренды.
  • Экономические трудности в ЕС, вероятно, приведут к снижению производства легковых автомобилей в регионе в году. Неопределенность относительно долгового кризиса и мер бюджетной экономии могут сдерживать рост рынка.

Прогноз производства легковых автомобилей, изменение производства по регионам в период – гг. млн штук

Вклад в мировой рост производства по регионам в период –2018 гг. %

Производство легковых автомобилей в странах БРИК

  • В период до 2018 года прирост производства легковых автомобилей в Китае превысит совокупный прирост производства в Индии, Бразилии и России.
  • Чтобы конкурировать с Китаем, страны выбирают различные способы, такие как предложение уникальных продуктов и/или введение требований по локализации.

Изменение производства легковых автомобилей в странах БРИК в 2018 году по сравнению с годом, млн штук

Международные стратегические альянсы

11 из 15 стратегических альянсов имеют сборочные производства в России

Вклад в рост рынка 15-тью ведущими стратегическими альянсами* в — гг. %

Обзор российского рынка новых легковых автомобилей

Трансформация российского автомобильного рынка за последние 20 лет

Сравнение объемов продаж легковых автомобилей в России по сегментам в 1992, 2002 и годах, тыс. штук

Российский авторынок

Итоги года в России

Автомобильные заводы России (18 заводов)

Информация

Автомобильные заводы – предприятия автомобильной промышленности (автомобилестроения), продукцией которых являются легковые и грузовые автомобили. Автомобилестроение считается ведущей и постоянно развивающейся отраслью машиностроительного комплекса, наиболее ориентированной на потребительский рынок. Развитием автопрома во многом определяется уровень экономического и социального развития государства, обеспечения его национальной безопасности.

Кроме автомобильных заводов, в производстве автомобильной техники задействованы предприятия смежных (моторо-, станко- и роботостроение, шинная промышленность), так и иных отраслей (металлургия, электротехническая, химическая, легкая промышленность и др.). Таким образом, автомобилестроение стимулирует развитие всей промышленности страны, способствует повышению товарооборота, укреплению денежной системы и обеспечению занятости населения. Численность работающих на автомобильных заводах России – около 1 млн человек, а на предприятиях, выпускающих продукцию для нужд автомобилестроения, занято не менее 4,5 млн человек.

Для производства одного автомобиля необходимо изготовить и закупить свыше 10 тыс. деталей, осуществить их сборку в узлы и агрегаты, из которых затем получается автомобиль. Автомобилестроение отличается высокой степенью механизации, автоматизации, специализации и стандартизации производственных процессов.

Автомобилестроение – бурно развивающаяся наукоемкая отрасль. Постоянное совершенствование автомобилей, использование в них электронных приборов, замена традиционных металлических конструкций пластмассами, легкими металлами, композитными материалами требует создания новых производств и внедрения новых технологических процессов.

Российские автомобильные заводы осуществляют выпуск собственных моделей легковых автомобилей, грузовых машин крупного, среднего и малого тоннажа, автобусов разной вместительности, специальной техники, а также производят сборку автомобилей иностранных брендов, принадлежащих ведущим мировым автоконцернам. Так, по данным за год, с конвейеров российских автомобильных предприятий сошло 1,08 легковых автомобилей иностранных марок, т.е. 62% от общего объема произведенных в стране легковых машин.

Зарождение автомобилестроения началось в конце XIX века в Германии и Франции. В начале XX века первым автомобильным заводом с конвейерной сборкой стало предприятие Генри Форда. Первым российским автомобилем с двигателем внутреннего сгорания считается конструкция, которую в 1896 году представили широкой публике изобретатели Фрезе и Яковлев. К 1912 году на территории России выпуск автомобилей осуществлялся только двумя заводами – Русско-Балтийским вагонным заводом (РБВЗ, Русс-Балт) в Риге и заводом Пузырёва (РАЗИПП) в Санкт-Петербурге. Первым автомобилем собственной конструкции, произведенным в Советском Союзе, стал АМО-Ф-15, сошедший с конвейера завода АМО (ныне Завод им. Лихачёва).

Добавить предприятие или выставку или оптового поставщика

Российская автомобильная промышленность

Кондратьев Владимир Борисович – профессор, доктор экономических наук, руководитель Центра промышленных и инвестиционных исследований ИМЭМО РАН. Афанасьев Сергей Андреевич #8210 аспирант ИМЭМО РАН.

Новый этап в развитии российского автопрома начался в 2010 г. когда было принято решение стимулировать выпуск на своей территории автокомпонентов с высокой добавленной стоимостью на основе требований к расширению мощностей иностранных компаний и развитию исследовательских центров. В г. доля произведенных международными корпорациями на территории России автомобилей впервые превысила долю как импортных, так и отечественных брендов.

Содержание

История

До 1917 года

Впоследствии в России появился ряд частных автофирм: «Лесснер» в Петербурге. «Россия» Лейтнера и и К° в Риге. «Дукс » Ю.А. Меллера в Москве. «Аксай» в Нахичевани и некоторые другие. Однако, по тем или иным причинам все они отошли от производства автомобилей, а петербургская Фрезе и К° в 1910 году была куплена Русско-Балтийским вагонным заводом. который организовал на её мощностях кузовное производство [1] .

К 1912 году в России было всего 2 действующих автомобильных завода: Русско-Балтийский вагонный завод (РБВЗ )) в Риге. выпускавший c 1909 года знаменитые Руссо-Балты. и завод Пузырёва (РАЗИПП) в Петербурге. приступивший к выпуску автомобилей собственной конструкции в 1911 году. Однако, в январе 1914 года завод Пузырёва сгорел (сам основатель завода умер в сентябре 1914 года ). Что до РБВЗ. то осенью 1915 года. в связи с приближением к Риге линии фронта, Русско-Балтийский вагонный завод отправился в эвакуацию. вагоностроительный отдел — в Тверь. а автомобильный отдел — в Петроград. где уже несколько лет работал авиационный отдел завода [2] .

Первая Мировая война выявила острую потребность русской армии в автомобилях. Поэтому в 1916 году царским правительством были выделены казённые средства в объёме 11 миллионов рублей [2] и Главное военно-техническое управление в феврале-мае 1916 года подписало контракты на постройку шести автомобильных заводов:

  • В Москве — с «Торговым домом Кузнецова, Рябушинских и К˚ » — для выпуска автомобилей FIAT 15 Ter в объёме 1500 машин в год.
  • в Ярославле — с «Акционерным обществом воздухоплавания В.А.Лебедев » — для выпуска автомобилей Crossley 20/25HP в объёме 1500 машин в год.
  • В подмосковных Филях — с акционерным обществом Русско-Балтийского завода — для выпуска автомобилей Руссо-Балт С24/40 в объёме 1500 машин в год.
  • в Рыбинске — с акционерным обществом «Русский Рено» — для выпуска автомобилей Рено в объёме 1500 машин в год.
  • В Нахичевани — с товариществом «Аксай» — для выпуска автомобилей в объёме 1500 машин в год.
  • в Мытищах — с «Британской инженерной компанией Сибири «Бекос» — на постройку «Казённого завода военных самоходов» (КЗВС) с производительностью 3000 автомобилей в год [3] .

Таким образом, общая мощность новых заводов должна была составить 10500 автомобилей в год. Из-за революций 1917 года. инфляции, высоких процентных ставок по кредитам, и наконец, из-за коллапса транспортной системы страны, строительство ни одного из перечисленных заводов завершено не было. Единственным заводом, который успел до революции приступить к выпуску автомобилей стал построенный Рябушинскими в Москве завод Автомобильного Московского общества (АМО) — из импортированных итальянских машинокомплектов там собрали в 1917 году 432 автомобиля FIAT 15 Ter (всего до 1919 года было собрано 1319 машин).

Тем не менее, затраченные усилия не пропали даром — после революции автомобильные заводы были достроены, хотя судьба их сложилась по разному, и лишь два из них сохранили первоначальную специализацию:

  • Завод «Автомобильного Московского общества» (АМО) стал одним из лидеров советского автомобилестроения, последовательно сменив названия АМО. ЗИС. ЗИЛ. АМО ЗИЛ .
  • Завод Лебедева в Ярославле в советское время выпускал тяжёлые грузовики ЯАЗ и дал начало таким маркам, как МАЗ и КрАЗ. С 1958 года завод специализируется на выпуске моторов — сегодня это ОАО «Автодизель » (Ярославский моторный завод ).
  • Завод «Руссо-Балт » в Филях после 1917 года выпустил всего несколько автомобилей, а с 1923 года перешёл на производство самолётов, а затем ракет — сегодня это ведущее авиационно-космическое предприятие России — ГКНПЦ им. Хруничева .
  • Завод «Британской инженерной компании Сибири «Бекос» в Мытищах после нескольких объединений вошёл в состав сегодняшнего ОАО «Метровагонмаш ».
  • Завод «Русский Рено» в Рыбинске также был передан в авиационную промышленность и с 1928 года занимается производством авиамоторов — в настоящее время это НПО Сатурн (Рыбинские моторы).
  • Завод товарищества «Аксай» продолжил заниматься выпуском сельскохозяйственных машин сегодня это ростовский завод «Красный Аксай».

Советский период (1924—1991)

ВАЗ-2101 #160 — символ советского автопрома

Первый полностью советский автомобиль АМО-Ф-15 был произведен заводом АМО в 1924#160 году. С этого момента начинается развитие советского автомобилестроения. В 1931 —1933 предприятие АМО было реконструировано и, переименованное в ЗиС. выпускало грузовики по лицензии американской фирмы Autocar, а в Нижнем Новгороде (позже Горький) в 1930 —1932#160 годах было построено предприятие НАЗ (ГАЗ ), выпускавшее легковые и грузовые автомобили по лицензии фирмы Ford Motor. Оба предприятия, построенные в ходе индустриализации. стали основой национального автомобилестроения и вместе с менее крупными предприятиями (Первый автосборочный, позже ГЗА (Нижний Новгород/Горький), ЯГАЗ #160 — бывший «Лебедев» (Ярославль), КИМ (Москва) и#160 т.#160 д.) обеспечили к 1938 выход СССР на первое место в Европе и второе в мире по выпуску грузовиков. До Великой Отечественной войны автомобильная промышленность СССР произвела свыше 1#160 млн автомобилей, значительная часть которых поступила в РККА .

Во время Великой Отечественной войны автозавод ЗиС был эвакуирован в тыл, где на базе его оборудования были созданы новые автомобилестроительные предприятия УльЗиС и УралЗиС (ныне УАЗ и АЗ Урал ). В годы войны получила распространение сборка автомобилей из машино-комплектов, поставлявшихся по ленд-лизу .

В 1950-70-х развитие советского автомобилестроения продолжалось экстенсивными методами, причём до начала 70-х основной приоритет отдавался грузовым автомобилям, в частности, армейским многоосным тягачам и полноприводным грузовикам двойного назначения.

Массовая автомобилизация СССР началась со строительством Италией под ключ в 1966—1970#160 гг. Волжского автомобильного завода (ВАЗ) в Тольятти и развёртыванием массового выпуска на его мощностях (первоначально 660 тыс. автомобилей в год, а с 80-х#160 — 730 тыс.) легковых автомобилей марок Жигули и Нива (первых массовых комфортабельных полноприводных джипов. что стало достаточно передовым и для Европы). Также с нуля появилось достаточно крупное производство легковых автомобилей ИжАвто преимущественно Иж-2125 с новым типом кузова хэтчбек .

В 1976 в строй вошёл крупнейший в Европе завод грузовых автомобилей КамАЗ. строительство которого было начато в 1969. Годовая мощность предприятия была рассчитана на выпуск 150 тыс. грузовиков и 250 тыс. дизельных моторов. С его вводом доля дизельных автомобилей в грузовом парке СССР возросла с 7-8#160 % до 25#160 %. Было положено начало дизелизации ряда других советских автомарок: ЗиЛ. УралАЗ. КАЗ. ЛАЗ. ЛиАЗ .

К 1980-м гг. советское автомобилестроение добилось очевидных успехов в массовом производстве: по общему производству (по 2,2#160 млн в 1985 и 1986 годах ) СССР занял пятое место в мире (уступая только Японии. США. ФРГ. Франции ), по производству грузовиков#160 — третье место, по производству автобусов#160 — первое. Однако, одновременно стали проявляться кризисные явления, типичные для эпохи застоя. фактически прекратился рост производства легковых автомобилей (стабилизировался на 1,3#160 млн в год), при этом их доля составила немного более половины от всего автопроизводства (что намного меньше чем в развитых странах), чрезмерно затягивались НИОКР. оставалось низким качество комплектующих и сборки, сохранялся устойчивый дефицит запчастей. Однако в это десятилетие были освоены принципиально новые переднеприводные легковые модели с кузовами хэтчбек: ВАЗ-2108 «Спутник», Москвич-2141 «Алеко», ВАЗ-1111 «Ока» и ЗАЗ-1102 «Таврия» и подготовлено массовое производство дизельных среднетоннажных грузовиков ГАЗ-4301 и ЗИЛ-4331 и автобусов ЛиАЗ-5256 и ЛАЗ-4202 .

С распадом СССР в 1991 году советское автомобилестроение, сконцентрированное преимущественно в России, Белоруссии и на Украине. распалось на национальные автомобильные промышленности, судьба которых сложилась по-разному.

Современное состояние (1992#160 — н.в.)

Подвесной конвейер автозавода РосЛада (сборка автомобилей моделей ВАЗ )

С началом рыночных реформ в 1992 году. автомобилестроение России попало в полосу затяжного кризиса. К середине 90-х выпуск грузовых автомобилей сократился в 5,5 раз, автобусов большого класса в 10 раз, легковых автомобилей на треть. Кардинальное обновление производственных программ российских автозаводов оказалось практически невозможным из-за слабой финансовой системы (дороговизна кредитов) и чрезмерного давления на производство расходов по социальной сфере, доставшейся автопрому со времен СССР, а также морального старения и физического износа оказавшихся избыточными производственных мощностей. В результате остановились даже заводы АЗЛК и ИЖ. выпускавшие по более чем 150 тысяч более менее востребованных рынком недорогих легковых автомобилей.

В то же время, лидеры отрасли АвтоВАЗ. ГАЗ и АМО ЗИЛ смогли выпустить в 90-х новые модели: ВАЗ-2110. ГАЗ 3110 Волга. ГАЗ-3302/-2705/-3221 «Газель» и ЗИЛ-5301 «Бычок», позволившие им пережить наиболее тяжёлую фазу кризиса. После дефолта и девальвации рубля 1998 года российский автопром, как и все отечественные произодители, получил кратковременную передышку, были освоены новые модели ВАЗ-1118 «Калина», ГАЗ-31105 «Волга», ГАЗ-2217/2752 «Соболь » и ГАЗ-3310 «Валдай», но негативная тенденция сокращения доли рынка у отечественных производителей сохранилась. Большая часть российских автомобильных и моторных заводов была объединена в первой половине 2000-х в холдинги «Руспромавто » (ныне «Группа ГАЗ ») и «Северсталь-авто » (ныне «Соллерс »).

Начиная с 2002. в России нарастает сборка иномарок (в 2008 #160 — 618,2 тыс. из 1#160 790 тыс. всех произведённых). Доля производства иностранных моделей составила в сегменте легковых автомобилей 41,3#160 % (увеличение производства на 29#160 % к 2007 году), в сегменте грузовиков 7,9#160 % (+19,6#160 %) и в сегменте автобусов 9,8#160 % (+12,7#160 %). С массовым открытием сборочных предприятий иностранных компаний, начиная с 2009 год ,а их доля в национальном производстве должна ещё больше увеличиться, несмотря на разразившийся кризис сбыта. После 2010 в России предполагается сборка свыше 1#160 млн автомобилей иностранных брендов в год.

При выработке стратегии развития российского автопрома Правительство РФ в марте 2010 рассмотрело вопрос о принципах сотрудничества с иностранными компаниями. Одним из основных принципов работы будет расширение локализации производства в России [4]. В июне #160 г. соответствующее соглашение было подписано с действующими в российском автопроизводстве компаниями Sollers-Ford, Volkswagen. General Motors и консорциум компаний АвтоВАЗ, Renault -Nissan. «ИжАвто», КамАЗ и ОАГ [5] .

В 2000-е годы в России было открыто несколько десятков автомобильных заводов, выпускающих автомобили под марками известных производителей, среди которых Volkswagen. Skoda. BMW. Ford. Renault. Toyota. Chevrolet. Автомобильный альянс Peugeot-Citroen -Mitsubishi. Nissan. Opel. Kia. Volvo Truck и некоторые другие. Мощности заводов рассчитаны на производство, начиная от от крупноузловой до мелкоузловой сборки, включая Completely Knocked Down (CKD ) сборку с высокой степенью локализации производства, со сваркой и окраской кузовов, и агрегатов [6] [7] [8]. Открытие новых заводов продолжается [9]

В ноябре 2009 года Renault-Nissan и ОАО «АвтоВАЗ» подписали соглашение по основным условиям реструктуризации российского автопроизводителя. Компания Renault-Nissan будет использовать производственные мощности АвтоВАЗа для удовлетворения потребности российского рынка. Протокол о сотрудничестве по рекапитализации АвтоВАЗа предусматривает финансовую помощь правительства РФ в обмен на предоставление компанией Renault своих технологий АвтоВАЗу [10]. После визита главы Renault-Nissan президент АвтоВАЗа на своём выступлении на 11-й научной конференции ГУ-ВШЭ указал, что, помимо прочего, завод может пользоваться технологиями альянса и сможет иметь доступ к технической библиотеке концерна [11] .

Немецкий автомобильный концерн Daimler AG приобрел 10#160 % акций российского производителя грузовиков ОАО «КАМАЗ». Соответствующее соглашение о стратегическом партнерстве в 2009 году подписали Daimler, ГК «Ростехнологии », «Тройка Диалог » и ОАО «КАМАЗ». Согласно подписанному соглашению о партнерстве, КАМАЗ и Daimler намерены сотрудничать в сфере совместных проектов и обмена технологиями [12]. В марте 2010 года концерн Daimler завершил сделку по увеличению доли в КАМАЗе с 10#160 % до 11#160 % [13]. Председатель совета директоров КАМАЗа Сергей Чемезов также отметил, что к 2018#160 г. немецкая компания может довести свою долю в ОАО «КАМАЗ» до контрольной [14] .

В августе 2009 года было объявлено о создании консорциума ОАО «АвтоВАЗ» и ОАО «КАМАЗ» с координацией руководством последнего, однако практических шагов почти не последовало.

По сообщению главы Счетной палаты Сергея Степашина. Белорусские МАЗ и БелАЗ могут объединиться с КамАЗом в единый холдинг под началом «Ростехнологий» [15] .

В феврале 2010 российский «Соллерс » и итальянский FIAT подписали меморандум о создании в России глобального альянса по производству пассажирских автомобилей и внедорожников. Общие инвестиции в проект#160 — 2,4#160 млрд евро. Российское правительство готово оказать финансовую поддержку, если степень локализации производства составит 50#160 %. Согласно планам, к году СП планирует создать крупнейший после АвтоВАЗа в России автозавод в и выпускать до 500 тыс. автомобилей в год, как минимум каждый десятый должен идти на экспорт. За четыре года «Соллерс» уже инвестировал в развитие производства FIAT в России 600#160 млн долларов [16] .

В начале 2010 года ОАО «АвтоВАЗ» и ОАО «Соллерс» подписали соглашение о стратегическом сотрудничестве по развитию конкурентоспособной компонентной базы поставщиков. Стоит отметить, что рынки отреагировали на сообщение о партнерстве АвтоВАЗа и «Соллерс» существенным ростом котировок [17] .

Крупнейшие российские предприятия автомобильной промышленности:

Россия входит в число 15-ти крупнейших автопроизводителей. В 2008 году российский автопром (по данным ОАО АСМ-Холдинг и OICA) произвёл 1,79#160 млн автомобилей (+7,4#160 % к 2007 году). [21]. в том числе произведено 1,471#160 млн легковых автомобилей и 256 тыс. грузовых автомобилей [22]. В том же году из России было экспортировано 132 тыс. легковых и 45 тыс. грузовых автомобилей на общую сумму 1,7#160 млрд долларов [23]. В связи с экономическим кризисом 2008—2010 производство резко снизилось до 0,72#160 млн в 2009#160 г. и восстановилось до 1,403#160 млн в 2010#160 г. по данным OICA [24]. За первое полугодие года производство выросло ещё на 76#160 %. Доля на российском рынке автомобилей, собранных в России, увеличилась с 50#160 % в 2009#160 г. до 70#160 % в #160 г. [5]

Согласно заявлению премьер-министра Путина в сентябре года, планируется, что к году Россия станет крупнейшим в Европе центром по производству автомобилей [5]. что должно подразумевать годовой выпуск, больший, чем в последние годы не только в Испании и Франции (2,3-3,5#160 млн.), но и в Германии (5,5-5,9#160 млн.). По сообщению РБК. Министерство промышленности и торговли РФ оценивает совокупные затраты по стратегии развития автомобильной промышленности РФ до 2020#160 г. в размере 1,2-1,8#160 трлн руб. Из указанной выше суммы на развитие автопрома около 630#160 млрд руб. придется на долю российских игроков рынка. В частности, 330#160 млрд руб. будет направлено на проекты модернизации производства, 100#160 млрд руб. планируется направить на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (в том числе на разработку новых моделей#160 — 24#160 млрд руб.), а 190#160 млрд руб. вложить в развитие компонентной базы [25] .

По последним данным независимого аналитического агентства структура продаваемых автомобилей в России, исходя из их стоимости, имеет следующий вид:

  • до 700 тыс. руб.#160 — 12#160 %
  • от 700 тыс. руб. до 1#160 млн руб.#160 — 35#160 %
  • от 1#160 млн руб. до 1,5#160 млн руб.#160 — 43#160 %
  • дороже 1,5#160 млн руб.#160 — 10#160 %.

В целях стимулирования российского автопрома в 2010 году в России была запущена программа по обмену старых автомобилей на новые. при сдаче в утиль автомобиля старше 10 лет потребитель получит сертификат номиналом 50 тысяч рублей, который засчитывается при приобретении нового отечественного автомобиля, включая машины, производимые в режиме «промышленной сборки» [26]. В результате осуществления программы утилизации в 2010 году только за неё счёт было реализовано дополнительно 376 тыс. автомобилей, а рынок в целом вырос до 1,91#160 млн легковых и лёгких развозных коммерческих автомобилей, что на 30#160 % превысило показатель 2009 года. [27] .

Статистика производства

Источники: http://www.marketing.spb.ru/mr/consumer/automotive.htm, http://www.wiki-prom.ru/86otrasl.html, http://www.perspektivy.info/print.php?ID=277723, http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/1718808








Комментариев пока нет!

Поделитесь своим мнением