Что Такое Крутящий Момент Автомобиля



что такое крутящий момент автомобиля

что такое крутящий момент у автомобиля?

Евгений Кувшинов Ученик (102), закрыт 8 лет назад

Дмитрий Воробьев Знаток (390) 8 лет назад

АКСИОМА первая: чем больше запас крутящего момента, тем тяговитее мотор. Аксиома вторая: чем больше объем двигателя, тем больше запас крутящего момента. К примеру, автомобиль легко катится на пятой или четвертой передаче, однако начинается подъем - и мотор перестает тянуть . Ситуация, хорошо знакомая водителям многих малолитражек. В этом случае вы привычно втыкаете более низкую передачу, и машина, словно обретя второе дыхание, устремляется вперед. Что произошло? Переключившись, вы заставили двигатель искусственно поддерживать высокие обороты, компенсируя нехватку. чего? Правильно - крутящего момента. Который, говоря формально, есть величина, характеризующая скорость набора оборотов мотором.

Даже младшеклассникам известно, что мощность двигателя измеряется в лошадиных силах . Но если у вас, допустим, 100-сильный автомобиль, это отнюдь не значит, что вся сотня лошадок в любой момент к вашим услугам. Нет, их совокупная мощь в полной мере проявляется лишь при максимальном количестве оборотов мотора, которое в среднем составляет 5.000-6.500 об/мин. Приглядитесь к шкале тахометра. При обычной езде в потоке других машин стрелка редко забирается за отметку 2.000-3.000 об/мин. То есть на средних оборотах вас везет не весь табун , а лишь половина - примерно 40-50 лошадей .

Вы прибавляете газу, желая, допустим, обогнать медлительного соседа. Все 100 сил сразу вступят в действие? Как бы не так! Та же стрелка тахометра покажет, какими темпами пополняется ваш табун . Вот мотор раскрутился до 4.000 оборотов - машину тянут уже не полсотни, а примерно 70 лошадок . 5000 об/мин - под капотом цокают копытами около 90 жеребцов . Наконец достигнута предельная величина, скажем, 6000 об/мин, - и лишь теперь в вашем распорежении поступают все 100 сил, обещающих производителем.

Именно крутящий момент исполняет роль табунщика, добавляя к упряжке все новых лошадей и помогая автомобилю разогнаться. Чем он больше - тем скорее мотор набирает обороты, тем оперативнее включается в работу вся его сила, а значит, тем эффективнее ускоряется ваша машина.

Величина крутящего момента измеряется в ньютон-метрах (Нм). Например, двигатели автомобилей объемом до двух литров обычно выдают 100-150 Нм. Не слишком много - поэтому, как мы уже говорили, при обгонах и на горках частенько надо переключаться на более низкую передачу. 200 Нм - показатель уже вполне достойный. А. уж если мотор, допустим, восьмилитровый, тогда крутящий момент может достигать невообразимых шести-семи сотен ньютон-метров.

Еще очень большую роль играет, при каком числе оборотов двигатель выдает максимум крутящего момента. Вы не слышали выражение вроде того, что эта машина подхватывает ?

Смысл его в том, что максимальный крутящий момент достигается при сравнительно низких оборотах. Предположим, в какой-то клаксо-новской статье читаете: Максимальный крутящий момент мотор выдает при 1.750 об/мин . Это очень хорошо. Значит, двигатель тя-говитый . При старте от светофора такой автомобиль легко обойдет соседа, у которого максимум достигается, скажем, при 4.000 об/мин. И с обгонами проблем не возникнет - ведь при нормальной езде мы ускоряемся, повторим, с 2.000-3.000 об/мин. А если на таких оборотах выдается максимум момента, то двигателю не требуется время на раскрутку: вы просто утапливаете педаль акселератора - и машина мгновенно выстреливает вперед.

Способностью катапультировать автомобиль с места наделены двигатели многоцилиндровые, с наддувом и турбонаддувом. Рекордсмены по крутящему моменту -дизели. Лучшие среди них обеспечивают эффективный разгон уже с 700-800 об/мин. Проще говоря, они имеют немалый запас крутящего момента даже на холостых оборотах.

Остальные ответы

Крутящий момент, что это и зачем он нужен?

Каждый двигатель внутреннего сгорания рассчитан на определенную максимальную мощность, которую он может выдавать при наборе определенного количества оборотов коленчатого вала. Однако помимо максимальной мощности существует еще и такая величина в характеристике двигателя, как максимальный крутящий момент, достигаемый на оборотах отличных от оборотов максимальной мощности.

Что же означает понятие крутящий момент?

Говоря научным языком, крутящий момент равен произведению силы на плечо ее применения и измеряется в ньютон — метрах. Значит если к гаечному ключу длиной 1 метр (плечо), приложить силу в 1 Ньютон (перпендикулярно на конце ключа), то мы получим крутящий момент равный 1 Нм.

Для наглядности. Если гайка затянута с усилием 3 кгс, то для ее откручивания придется к ключу с длиной плеча в 1 метр приложить усилие 3 кг. Однако, если на ключ длиной 1 метр надеть дополнительно 2-х метровый отрезок трубы, увеличив тем самым рычаг до 3 метров, то тогда для отворачивания этой гайки потребуется лишь усилие в 1 кг. Так поступают многие автолюбители при откручивании колесных болтов: либо добавляют отрезок трубы, а за неимением такового просто надавливают на ключ ногой, увеличив тем самым силу приложения к баллонному ключу.

Так же если на рычаг метровой длины повесить груз равный 10 кг, то появится крутящий момент равный 10 кгм. В системе СИ это значение (перемножается на ускорение свободного падения — 9,81 м/см2) будет соответствовать 98,1 Нм.

Результат всегда един — крутящий момент, это произведение силы на длину рычага, стало быть, нужен либо длиннее рычаг, либо большее количество прикладываемой силы.

Все это хорошо, но для чего нужен крутящий момент в автомобиле и как его величина влияет на его поведение на дороге?

Мощность двигателя лишь косвенно отражает тяговые возможности мотора, и ее максимальное значение проявляется, как правило, на максимальных оборотах двигателя. В реальной жизни в таких режимах практически никто не ездит, а вот ускорение двигателю требуется всегда и желательно с момента нажатия на педаль газа. На практике одни автомобили уже с низких оборотов (с низов) ведут себя достаточно резво, другие напротив предпочитают лишь высокие обороты, а на низах показывают вялую динамику.

Так у многих возникает масса вопросов, когда они с авто с бензиновым мотором мощностью 105-120 л.с. пересаживаются на 70-80 – сильный дизель, то последний с легкостью обходит машину с бензиновым мотором. Как такое может быть?

Связано это с величиной тяги на ведущих колесах, которая различна для этих двух автомобилей. Величина тяги напрямую зависит от произведения таких показателей как, величины крутящего момента, передаточного числа трансмиссии, ее КПД и радиуса качения колеса.

Как создается крутящий момент в двигателе

В двигателе нет метровых рычагов и грузов, и их заменяет кривошипно-шатунный механизм с поршнями. Крутящий момент в двигателе образуется за счет сгорания топливо — воздушной смеси, которая расширяясь в объеме с усилием толкает поршень вниз. Поршень в свою очередь через шатун передает давление на шейку коленчатого вала. В характеристике двигателя нет значения плеча, но есть величина хода поршня (двойное значение радиуса кривошипа коленвала).

Для любого мотора крутящий момент рассчитывается следующим образом. Когда поршень с усилием 200 кг двигает шатун на плечо 5 см, появляется крутящий момент 10 кГс или 98,1Нм. В данном случает для увеличения крутящего момента нужно либо увеличить радиус кривошипа, или же увеличить давление расширяющихся газов на поршень.

До определенной величины можно увеличить радиус кривошипа, но будут расти и размеры блока цилиндров как в ширину, так и в высоту и увеличивать радиус до бесконечности невозможно. Да и конструкцию двигателя придется значительно упрочнять, так как будут нарастать силы инерции и другие отрицательные факторы. Следовательно, у разработчиков моторов остался второй вариант – нарастить силу, с которой поршень передает усилие для прокручивания коленвала. Для этих целей в камере сгорания нужно сжечь больше горючей смеси и к тому же более качественно. Для этого меняют величину и конфигурацию камеры сгорания, делают «вытеснители» на головках поршней и повышают степень сжатия.

Однако максимальный крутящий момент доступен не на всех оборотах мотора и у различных двигателей пик момента достигается на различных режимах. Одни моторы выдают его в диапазоне 1800- 3000 об/мин, другие на 3000-4500 об/мин. Это зависит от конструкции впускного коллектора и фаз газораспределения, когда эффективное наполнение цилиндров рабочей смесью происходит при определенных оборотах.

Наиболее простое решение для увеличения крутящего момента, а следовательно и тяги, это применение турбо или механического наддува, либо применение их в комплексе. Тогда кртящий момент можно уже использовать с 800-1000 об/мин, т.е. практически сразу при нажатие на педаль акселератора. К тому же это закрывает такую проблему. как провалы при наборе скорости, так как величина крутящего момента становится практически одинакова во всем диапазоне оборотов двигателя. Достигается это различными путями. увеличивают количество клапанов на цилиндр, делают управляемыми фазы газораспределения для оптимизации сгорания топлива, повышают степень сжатия, применяют выпускной коллектор по формуле 1-4 -2-3, в турбинах применяют крыльчатки с изменяемым и регулируемым углом атаки лопаток и т.д.

Что такое крутящий момент двигателя?

Многие автолюбители часто слышали такое словосочетание, как крутящий момент двигателя, но не каждый сможет своими словами, хотя бы в общем, объяснить, что такое крутящий момент (он, к слову, измеряется в ньютон-метрах), а также, что лучше, его низкие показатели или высокие. Поэтому данному вопросу я решил посвятить эту статью.

Итак, от самого двигателя зависит, какой у него будет крутящий момент. В паспорт к любому автомобилю всегда вписывают цифры, означающие его предельную скорость, которую может развить автомобиль за счет так называемых лошадиных сил. Наверное, каждый наблюдал интересную вещь, когда в паспорте авто забита скорость сто километров в час, а автомобиль без особых проблем разгонялся до семидесяти километров в час, после чего стрелка спидометра словно набирая вес тяжелеет и ей все труднее дается подъем вверх. Также, наверное, стараясь выжимать максимум из двигателя, замечали, что он отдает всю свою мощь лишь на определенных оборотах. Из этого следует, что чем больше оборотов им продуцируется, тем больший силовой запас появляется у него. Или другими словами, если автомобиль имеет максимум 5 – 6 тысяч оборотов в минуту, то педаль газа тяжело будет вдавить в пол, имея нормальный запас. В итоге получается, что чем большая скорость вам нужна, тем дольше двигатель будет собирать необходимые для этого «лошадиные силы».

Именно теперь крутящий момент и включается в работу. Чем больше показатель автомобиля в ньютон-метрах, тем резвее будут увеличиваться обороты и тем быстрее мощь всех «лошадок» автомобиля будет собираться под педалью газа.

Давайте теперь посмотрим, почему автомобиль с хорошим крутящим моментом сложно разогнать. Все просто, дело оказывается в том, что каждый двигатель имеет показатель, называемый максимальным выдаваемым крутящим моментам. Проще говоря, для того, чтобы включился максимальный крутящий момент или, как говорят, второе дыхание, необходимо двигатель разогнать до предельного количества оборотов. Затем, добавив газа, водитель с легкостью заставит автомобиль мчать стремительнее. Следовательно, можно сделать вывод, что чем больше крутящий момент вашего авто, и чем меньше число максимальных оборотов при допустимом пределе, тем быстрее и «живее» будет происходить езда на этом автомобиле.

Итак, мы рассмотрели, что такое крутящий момент. И в заключение хотелось бы добавить, от чего же он зависит. А зависит он от объема двигателя или литража. Здесь надеюсь все ясно: чем больше литров, тем стремительнее происходит разгон автомобиля и наоборот.

Крутящий момент двигателя

Крутящий момент двигателя – это тяговая характеристика двигателя, которая в отличие от мощности дает весьма отдаленное представление об истинных возможностях автомобиля. Для того чтобы наиболее полно ответить на вопрос: «Крутящий момент что это?», необходимо, прежде всего, уяснить, что момент двигателя и момент на колесах автомобиля – это две большие разницы. Крутящий момент двигателя, будучи величиной, равной силе на плечо (Н*м) – сила давления сгоревших в двигателе газов через поршень и шатун на плечо кривошипа коленвала, показывает лишь потенциал мотора, а сам автомобиль, в конечном итоге, движет крутящий момент на колесах.

График крутящего момента

Пример №1. Суперкар мощностью 500 сил с крутящим моментом двигателя 500 Н*м и магистральная фура-тягач с отдачей 500 сил и 2500 Н*м, на колесах, тем не менее, имеют абсолютно равный крутящий момент при движении с одинаковой скоростью на оборотах максимальной мощности: М (момент на колесах, приводящий машины в движение) = N (мощность двигателя) / n (обороты колеса, при условии, что у суперкара и фуры они одинакового диаметра).

Вывод: цифра мощности отражает тягу и динамику автомобиля, а цифра крутящего момента двигателя, не учавствующая в вычислениях, может быть любой и не имеет значения.

Пример №2. Зайдем с другой стороны. Тот же суперкар и фура с вышеуказанными характеристиками (аналоги Porsche 911 GT3 RS 4.0. Scania R500 и многие другие суперкары и грузовики), как правило, имеют максимальные обороты двигателя около 9000 и 1800 соответственно. Для того чтобы компенсировать пятикратную разницу в оборотах (иметь ту же скорость движения), на фуре придется применять в пять раз более «длинную » трансмиссию, которая, соответственно, будет передавать в 5 раз меньше момента на колеса: 2500 Н*м делим на 5 и получаем те же 500 Н*м (приведенный момент), как в суперкаре.

Вывод: мы получили то же равенство тягово-динамического потенциала машин равной мощности, что и в примере №1.

В представленной таблице крутящего момента двигателей, цифры Нм приведены к величине 7000 об/мин.

Таблица крутящего момента и мощности

Обновления сайта

29.07.

Обновление автокаталога. Добавлены характеристики автомобилей - года выпуска (более 1000 моделей и модификаций). 01.04-5.

На сайт добавлена Доска бесплатных автомобильных объявлений . 12.04.

В таблицу сравнения добавлены характеристики автомобилей Acura, Infiniti, Lexus года выпуска.

05.01.

Исправлены характеристики автомобилей ГАЗ . Добавлены новые характеристики. 20.12.

В таблицу сравнения добавлены характеристики автомобилей Audi, BMW, Citroen, Dacia, Fiat, Honda, Infiniti, Mercedes-Benz, Nissan, Opel, Seat, Volkswagen 2010- года выпуска. 22.08.

Редизайн сайта. 05.08.

В таблицу сравнения добавлены характеристики Китайских аватомобилей Brilliance, BYD, Chery, FAW, Great Wall 2004- года выпуска. 06.07.

Добавлена статья Краш тесты и рейтинг безопасности автомобилей. и раздел Рейтинг безопасности в Таблицу сравнения характеристик автомобилей . 03.06.

В таблицу сравнения добавлены характеристики моделей Aston Martin, Land Rover, Jaguar, Mini, Acura, Infiniti, Jeep, Lexus и другие модели Английских и Американских авто производителей 2006- года выпуска. 22.05.

Добавлена статья Рейтинг надежности автомобилей. и раздел Рейтинг TUV в Таблицу сравнения характеристик автомобилей . 18.05.

Редизайн сайта. 06.05.

В таблицу сравнения добавлены характеристики моделей Honda, Mazda, Mitsubishi, Nissan, Subaru, Suizuki, Toyota 2009- года выпуска. 22.04.

В таблицу сравнения добавлены характеристики моделей Fiat, Ford, Kia, Hyundai 2009- года выпуска. 06.03.

В таблицу сравнения добавлены характеристики моделей Citroen, Peugeot, Renault 2009- года выпуска. 21.02.

Устранены недоработки в таблице сравнения характеристик автомобилей. Обновлены ссылки на скачивание. 02.02.

В таблицу сравнения добавлены характеристики моделей Audi, BMW, M-B, Opel, VW, 2010- года выпуска. 14.01.

Добавлена статья Выбор масла и раздел Масло в таблицу сравнения характеристик. 10.12.2010

Создание сайта.

Крутящий момент двигателя автомобиля.

Крутящий момент двигателя автомобиля, отображаемый в Таблице сравнения основных характеристик автомобилей , которую можно скачать бесплатно . принято считать одной из основных характеристик силового агрегата.

Чтобы понять, что такое крутящий момент двигателя автомобиля и чем он генерируется, необходимо рассмотреть процесс возникновения и взаимодействия сил действующих на поршни в двигателе внутреннего сгорания.

Образование крутящего момента.

Наведя курсор мышки на рисунок рис.1 можно увидеть как работает бензиновый двигатель на примере работы одного цилиндра. Весь рабочий цикл протекает в течение двух полных оборотов коленвала и состоит из 4-х тактов, каждый из которых занимает половину оборота:

  1. Такт впуска, в процессе которого в цилиндр подаётся топливо смешанное с воздухом.
  2. Такт сжатия поступившей топливовоздушной смеси.
  3. Такт работы или рабочий ход, в течение которого создаётся крутящий момент.
  4. Такт выпуска, основная задача которого освободить цилиндр от продуктов сгорания и выхлопных газов и, тем самым, подготовить цилиндр для принятия очередной порции топливовоздушной смеси.

Поскольку нас интересует именно крутящий момент, то рассматривать мы будем только такт рабочего хода поршня и то, что происходит в цилиндре в этот момент.

И так, топливовоздушная смесь воспламенившись нагревает рабочее тело. заставляя его резко расшириться, что приводит к созданию силы F₁. которая начинает двигать поршень вниз. Усилие через поршень и шатун передаётся на шатунную шейку, смещенную относительно оси вращения коленвала на величину R. Эта величина называется плечом коленвала, равна половине хода поршня и является постоянной. Все двигатели внутреннего сгорания сконструированы таким образом, что самостоятельно могут работать только на холостых оборотах. Для того, чтобы увеличить обороты необходимо с помощью педали газа увеличить подачу топливовоздушной смеси в цилиндр. Это приведёт к увеличению силы F₁. что повлечёт за собой увеличение скорости поршня и, как следствие, увеличение числа оборотов.

В физике крутящий момент или момент силы определяется как произведение силы на плечо и выражается формулой:

где: F #8212 постоянно действующая сила. R #8212 плечо к которому она приложена под углом 90°.

Взглянув на рисунок можно увидеть, что рассчитать по этой формуле крутящий момент двигателя весьма сложно, если не невозможно, по следующим причинам:

  • Сила F₁ не является постоянной, так как при движении поршня вниз объём цилиндра увеличивается, что приводит к уменьшению силы от какого-то максимального значения до 0. Так же уменьшению силы способствует быстрое падение температуры рабочего тела из-за наличия системы охлаждения цилиндра.
  • В точке приложения действует сила F₂. которая меньше силы F₁ из-за потерь на трение в местах контакта сопряженных деталей (поршневых колец и стенок цилиндра, поршня и шатуна, шатунных вкладышей и коленвала).
  • Сила F₂ приложена к плечу R не под прямым углом, который является оптимальным для создания крутящего момента, а под изменяемым от 180 до 0 .

Видимо по этим причинам крутящий момент двигателя не рассчитывают, а просто измеряют при различных оборотах. Результаты измерений отображают в виде диаграммы крутящего момента вместе с диаграммой мощности двигателя.

Диаграммы мощности и крутящего момента.

Таких диаграмм в интернете можно найти достаточно большое количество. Рассмотрим одну из них, первую попавшуюся, и попытаемся понять о чем она нам говорит. Пусть это будет стандартная диаграмма мощности и крутящего момента автомобиля BMW 318i (рис.2) .

Сразу обращает на себя внимание тот факт, что диаграмма имеет три шкалы шкалу крутящего момента в ньютонометрах, расположенную слева, шкалу мощности в лошадиных силах расположенную справа и шкалу оборотов в минуту расположенную внизу, кроме того кривая крутящего момента начинается выше кривой мощности и впоследствии пересекает её, чего по идее быть не должно.

Попробуем привести эти диаграммы к какому-то понятному и удобоваримому виду. Прежде всего перейдём от лошадиных сил к киловаттам, так как лошадиная сила является устаревшей внесистемной единицей измерения, не применяемой в физике. Для этого все значения диаграммы мощности необходимо разделить на 1,36.

Более того зная, что 1 киловатт = 1000 ватт, а 1 ватт = 1 ньютонометр в секунду мы имеем возможность перевести значения мощности в нм/с, что вполне сопоставимо со значениями крутящего момента и позволяет нам перейти к единой шкале.

После построения диаграмм по новым шкалам (рис.3) сразу бросается в глаза тот факт, что крутящий момент это десятки и сотни ньютонометров, а мощность - десятки тысяч нютонометров, что на 2 порядка выше и пересекаться они никак не могут. Давайте посмотрим, какую полезную информацию мы можем почерпнуть из этих диаграмм.

Сначала рассмотрим кривую мощности. Необходимо сразу пояснить, что мощность является, по сути, производной крутящего момента и рассчитывается по формуле

где: P - мощность двигателя в ваттах или нм/с.

n - количество оборотов двигателя в минуту.

9,5492 - коэффициент перевода оборотов в минуту - в радианы в секунду, определяемый по Таблице перевода единиц измерения угловой скорости .

Исходя из этой формулы, можно сказать, что мощность это сумма крутящих моментов произведенных в двигателе за единицу времени. С увеличением оборотов мощность двигателя увеличивается, с небольшим замедлением роста в точке В. до точки С (6250 об/мин.), после которой наблюдается резкое падение мощности. Таким образом, диаграмма мощности наглядно демонстрирует, что максимальная мощность достигается при 6250 об/мин и закручивать двигатель выше этих оборотов бессмысленно, а иногда и опасно. Он конструктивно на это не рассчитан.

Теперь перейдём к диаграмме крутящего момента. Тут всё сложнее и интереснее. На начальном этапе до точки А кривая момента растёт синхронно с кривой мощности. Вполне логично предположить, что и дальше эта кривая должна, пусть даже не параллельно кривой мощности, как отмечено пунктирной линией, но все-таки расти.

Однако в реальности мы видим, что на участке от точки А до точки В рост резко замедляется, а после точки В кривая момента начинает, как сказал бы классик, падать вниз стремительным домкратом , что противоречит логике и здравому смыслу. Ведь обороты растут. И растут они потому что увеличивается сила в цилиндре, а следовательно должен увеличиваться и крутящий момент.

На самом деле никакого противоречия нет. И крутящий момент в цилиндре действительно растёт. Но это в цилиндре, а мы имеем дело с кривой построенной по значениям измеренным на выходе из двигателя в целом. Как правило, классический 4-х тактный двигатель имеет не менее 4-х цилиндров. И в то время как в 1-ом цилиндре формируется крутящий момент, во 2-ом цилиндре идет такт выпуска, на что нужно затратить часть крутящего момента созданного в 1-ом цилиндре, в 3-м цилиндре - такт сжатия топливовоздушной смеси, которая не очень желает сжиматься и, наконец, в 4-м такт выпуска - тоже требующий каких-то затрат момента.

Помимо этого существует еще достаточное количество различных внутренних сопротивлений двигателя, на которых мы сейчас останавливаться не будем. Мы рассмотрим их в следующей статье, посвящённой способам повышения мощности и крутящего момента.

Исходя из вышеизложенного можно сказать, что говоря о кривой крутящего момента, мы фактически говорим об остаточном крутящем моменте. который отличается от произведенного на величину суммарных потерь на преодоление сопротивлений внутри двигателя.

Какую же полезную для нас информацию даёт эта кривая?

Диаграмма крутящего момента показывает в каких пределах необходимо поддерживать обороты двигателя для получения наилучшей динамики разгона автомобиля. Видя, что максимум крутящего момента находится в районе 3400-3800 оборотов в минуту нужно понимать, что при достижении 4000-4200 об/мин в процессе разгона автомобиля на 1 передаче следует переключиться на 2 передачу. При этом обороты двигателя упадут примерено до 3000-3200 об/мин. Нажав на педаль газа, мы снова выведем обороты двигатель в район максимального крутящего момента и опять получим максимально динамичный разгон. Ну и так далее, до самой высшей передачи. При падении скорости и оборотов, например на затяжных подъёмах всё обстоит с точностью до наоборот.

Вот такая игра с оборотами в процессе набора или падения скорости, заключающаяся в удержании стрелки тахометра в как можно более узком диапазоне оборотов в районе максимального крутящего момента и является мастерством водителя или гонщика. Поверьте, добиться этого не так легко и просто, как кажется.

Источники: http://otvet.mail.ru/question/1138129, http://smotorom.ru/community/mdk/discussions/view/100/, http://autoepoch.ru/avtoazbuka/chto-takoe-krutyashhij-moment-dvigatelya.html, http://topruscar.ru/terms/krutyashhij-moment, http://www.carlik.com/torque.php








Комментариев пока нет!

Поделитесь своим мнением