Как Определить Неисправность Генератора Автомобиля



как определить неисправность генератора автомобиля

Генератор – диагностика неисправностей

Автомобильный генератор служит для подзарядки автомобильного аккумулятора. выработки электричества, от которого работают все электропотребители, это система зажигания, автомобильное освещение как внутреннее и внешнее, бортовой компьютер, система диагностики и множество других энергозависимых систем. Генератор в автомобиле влияет на эффективную работу всех электронных систем, вплоть до полной блокировки работоспособности этих приборов.

Устройство и общий принцип работы

На первых автомобилях применяли коллекторные генераторы постоянного тока, коллекторный узел которых требовал постоянного контроля и частого обслуживания и, вдобавок, серьёзно ограничивал ток нагрузки. Появление мощных диодных выпрямителей, вначале селеновых, а позднее кремниевых, позволило использовать на автомобиле синхронный генератор переменного тока, несравнимо более надёжный и примерно втрое менее тяжёлый/материалоёмкий при той же мощности и более стабильном выходном токе.

В настоящее время в автомобилях используются синхронные трёхфазные электрические машины переменного тока, а в выпрямителе применяют трёхфазный выпрямитель по схеме Ларионова.

Чтобы генератор после пуска двигателя начал вырабатывать ток в нагрузку, требуется обеспечить питание обмотке возбуждения. Это происходит, когда вы поворачиваете ключ в замке зажигания в рабочее положение. Ток в обмотке возбуждения регулируется регулятором напряжения, который может быть выполнен в виде отдельного узла или встроен в щёточный узел генератора. В подавляющем большинстве современных генераторов регулятор напряжения (РН) питается от отдельной секции выпрямителя. Ротор генератора приводится от коленвала через шкив от клинового ремня. Возбуждение создаваемое обмоткой, электромагнитное поле индуцирует электрический ток в фазовых обмотках статора.

Так как двигатель не постоянно работает ровно и стабильно и с различной нагрузкой и для этого требуется стабилизация выходного напряжения генератора и её обеспечивает регулятор напряжения путем изменения тока возбуждения генератора.

Напряжение бортовой сети при работающем генераторе и исправном регуляторе напряжения поддерживается на уровне 13,8 — 14,2 В. Это напряжение необходимо для обеспечения прохождения тока заряда через аккумуляторную батарею, при этом необходимо обеспечить некоторое превышение совместного электрохимического потенциала всех пластин всех банок, иначе автомобильный аккумулятор не будет заряжаться.

Существуют более мощные автомобильные генераторы они ставятся на автомобилях и автобусах с мощными дизельными двигателями и используются мощные автомобильные стартеры. Для обеспечения мощности без повышения потребляемого тока используется повышенное напряжение бортовой сети — 24 Вольта. Устанавливаются соответственно 24-вольтовые (номинально 28,4 Вольта) генераторы.

Рассмотрим основные неисправности генератора
Шумовые признаки неисправности генератора

Повышенный шум генератора, наиболее часто, связан с неисправностями подшипниковых узлов. Скорее всего шум подшипников возникает из-за недостаточного количества смазки. Таким образом шум устраняется просто – путем добавления смазки в подшипниковые узлы. Иногда подшипники шумят по причине механических дефектов – разрушение сепаратора, износ дорожек качения, проворачивание наружного кольца в крышке корпуса и т.д. В этих случаях замена подшипников становится просто необходимой, дабы избежать более серьезного дефекта – касание ротора и статора, что может вызвать, обрыв обмоток. Часто появление «воющего» звука есть причина межвиткового замыкания статорных обмоток. Чрезмерный шум генератора может появляться по причине наличия межвитковых замыканий обмоток тягового реле, а также в случаях короткого замыкания обмоток на корпусную шину. Неисправности контактора зажигания, плохие контакты в штекере тягового реле и на аккумуляторных клеммах также могут сопровождаться появлением шумовых эффектов при работе.

Аккумуляторная батарея напрямую связана с работой генератора автомобиля, неисправности генератора могут стать причиной недозаряда или же полного отсутствия заряда. Однако в первую очередь, перед тем как начинать поиск неисправностей генератора, следует проверить: степень натяжения ремня привода генератора контактные лепестки электрических проводов обеспечивают ли хорошее качество соединения на клеммах аккумуляторной батареи и на клеммах генератора не имеет ли повреждений схема электрической цепи от генератора до аккумулятора исправны ли все секции аккумуляторной батареи Если все исправно то можно приступить к обследованию непосредственно самого генератора, вырабатывающего электрический ток, а также убедиться в том, что регулятор напряжения исправен и правильно отрегулирован. Как определить неисправность генератора? В общем-то, довольно сложно, если, к примеру, неисправность – это результат межвиткового замыкания обмоток. Для определения такого дефекта требуется специальная аппаратура. Нередко работоспособность нарушается ввиду замыкания обмоток на «корпус». Здесь наличие замыкания можно определить омметром – прибором, измеряющим сопротивление. При помощи омметра также определяется целостность диодного моста, соединительных проводов, наличие контакта держателей щеток.

Иногда неисправности генератора можно определить по индикатору контроля заряда батареи. Так, если в момент включения зажигания индикаторная лампа не светится, это может быть: неисправностью аккумулятора неисправностью самой контрольной лампы нарушением контакта или целостности проводов цепи индикатора износом щеток генератора или плохим контактом на щеточном узле неисправностью регулятора напряжения А когда же мы наблюдаем постоянное свечение индикатора независимо от режима работы двигателя, это может быть: износ или ослабление приводного ремня генератора пробой диодов в схеме диодного моста обрыв, короткое замыкание статорной обмотки неисправность или сбой настройки регулятора напряжения.

Признаком нормальной работы автомобильного генератора является стабильное выходное напряжение на клеммах устройства, равное 13,8 – 15,5 вольт. Если данный порог напряжения завышен, повышенное состояние приводит к выходу из строя электрических компонентов схемы автомобиля, а также к разрушению аккумуляторной батареи. Причиной высокого выходного напряжения наиболее часто является неисправность регулятора напряжения или же неправильная его настройка. Повышение напряжения на выходе генератора происходит также: в случае пробоя диодного моста, наличия межвитковых замыканий обмотки ротора, плохого контакта на корпусной клемме генератора. Иногда причину повышенного напряжения бортовой сети можно объяснить неисправностью аккумуляторной батареи, когда в ней образуется короткое замыкание любой из аккумуляторных секций. Этот момент также следует учитывать, при поиске причины неисправности генератора.

Самые распространенные неисправности генератора

Любой автомобиль в обязательном порядке снабжён электромеханической установкой, которая снабжает машину электроэнергией во время работы двигателя, а также заряжает первый источник энергии - аккумуляторную батарею. Основные неприятности, связанные с подачей энергии ко всем приборам в автомобиле, напрямую сходятся к неисправности генератора, отвечающего за бесперебойность снабжения током. Если аккумуляторная батарея необходима для старта двигателя, то генератор отвечает за электроснабжение во время движения.

По сути своей работы он основан на принципе электромагнитной индукции. Когда через его медную катушку проходят магнитные волны, то поверхность её начинает вырабатывать тот самый электрический ток переменного напряжения. Но мы не будем углублять в элементарную физику, а расскажем про устройство и возможные неполадки этого прибора.

Составляющие любого генератора

В современных автомашинах устанавливаются два вида таких устройств: обычный (классический) и, так называемый, компактный, используемый в более экономичных гибридных моделях. Несмотря на это, оба варианта конструктивно отличаются совсем незначительно и общий состав основных деталей у них схожий, что опять таки упрощает ремонт при обнаружении какой-либо неисправности генератора и/или при замене его деталей.

Каждый без исключения прибор состоит из:

  • роторной части
  • статора
  • корпусной части
  • регулятора напряжения
  • выпрямительного блока
  • узла щеток генератора.

Разница может заключаться в элементарных геометрических параметрах (в размерах) и в общем устройстве корпуса. Остальные детали практически идентичны и никаких отличий друг от друга не имеют, что в значительной степени облегчает ремонт или замену. Правда, некоторые генераторы со старых классических моделей могут не развивать необходимой мощности при переустановке в двигатель инжектора, если кто-то вздумает сменить карбюратор на более надёжный и экономный агрегат впрыска топлива. Например, на старых образцах ВАЗ 2107 установлен карбюраторный двигатель, но механики-мастера заменяют его, стараясь повысить качество работы двигателя, как это происходит на ВАЗ 2110.

Причины неисправности генератора и их определение

Самыми простыми и естественными причинами поломки и/или неадекватной работы генератора, как правило, становятся коррозия металлов или банальный износ отдельных деталей. Генератор - это электромеханическое устройство, а значит и поломки там могут быть либо электрическими, либо механическими. Бывают, конечно, всякие исключения из правил, но они связаны с производством этих устройств или с последующей неправильной эксплуатацией:

  • дурацкое изготовление отдельных деталей
  • превышение эксплуатационных норм (хотя, для этого нужно сильно постараться)
  • попадание посторонних жидкостей (дорожных реагентов, грязи, солёной воды и т.д.)

Результат сломанного генератора

Попробуем перечислить все возможные неисправности генератора, чтобы на будущее вы знали, с какой стороны рассматривать проблему ремонта и/или замены.

  1. Генератор совершенно не выдаёт зарядки (проще говоря, Бобик сдох).
  2. Прокручивается ремень привода.
  3. Неисправность щеток.
  4. Ротор цепляется за статор.
  5. Скис регулятор напряжения.
  6. Отсутствие проводного контакта с аккумулятором.
  7. Слабо и/или не полностью заряжается аккумулятор.
  8. Изнашивание щеток.
  9. Ослабленное натяжение ремня или слишком высокая шумность.
  10. Изнашивание и/или деформация подшипников.
  11. Ослабление гаек, креплений и пружин.

Элементарная проверка

Для каждой отдельной поломки существуют, как вы понимаете, свои способы ремонта и её устранения, но вот проверить исправность генератора можно очень быстро и просто, если у вас на руках имеется обыкновенный вольтметр.

Вам всего лишь потребуется запустить двигатель и переключить измерительный прибор в режим напряжения, подключив его контакты к аккумулятору. На холостых оборотах вольтметр должен показывать цифры от 13.6 до 14.1 вольт, а при включении всех электроприборов в автомобиле (фары, освещение салона, кондиционер или климат, обогрев, магнитола, навигаторы, телефоны и прочее) стрелка вольтметра не должна упасть за отметку 13.2. Если стрелка опустилась ниже, то генератору кирдык.

Генератор не работает – ищем причины неисправности

Электрическое оборудование автомобиля выходит из строя довольно нередко, поэтому автомастерские обычно выделяют такие неисправности в отдельную категорию. В большинстве случаев проблема кроется в поломке источников энергии или выходе из строя потребителей тока. Источниками выступают аккумуляторные батареи и генераторы, а потребителями – фары, зажигание, климатическая установка и др.

Если аккумулятор или генератор не работает, использовать транспортное средство в нормальном режиме не получится. Как правило, автомобиль вообще не может сдвинуться с места. Если один из источников электрической энергии в автомобиле выходит из строя – ждите проблем с другим.

Простой пример: разрушение аккумуляторной батареи повысит ток зарядки генератора. В итоге все закончится поломкой диодного моста.

Ещё один вариант: при выходе из строя регулятора напряжения, которое выдает генератор, очень часто возрастает зарядный ток. Это, в свою очередь, вызывает регулярную перезарядку аккумулятора, что приводит к быстрому разрушению батареи.

Распространенные неисправности аккумулятора

Как правило, автомобилисты сталкиваются со следующими неисправностями АКБ :

  • повреждение пластин (химическое либо механическое)
  • короткое замыкание пластин или электродов аккумулятора
  • повреждения корпуса АКБ, из-за которых банки батареи теряют герметичность
  • химическое окисление клемм на выводе АКБ.

В большинстве случаев неисправности аккумулятора возникают по таким причинам:

  1. Неправильная эксплуатация аккумуляторной батареи.
  2. Окончание срока использования АКБ.
  3. Заводской брак.

Пришло время перейти непосредственно к генератору автомобиля. Поломки генератора встречаются гораздо чаще, что вызвано более сложной конструкцией этого элемента. Да и обнаружить проблемы бывает намного труднее.

Специалисты часто имеют дело с такими неисправностями генератора:

  • поломка регулятора напряжения
  • повреждение диодного моста (он же выпрямитель)
  • изнашивание токосъемных щеток
  • дефекты проводов зарядной цепи
  • повреждение либо эксплуатационный износ шкива
  • износ токосъемных колец или коллектора
  • замыкание отдельных витков на обмотке статора
  • выход из строя подшипника.

Каждый уважающий себя автолюбитель должен понимать, какие причины неисправностей генератора встречаются наиболее часто, и как с ними можно бороться. Необходимо также не забывать о том, что избежать серьезных проблем помогает своевременная профилактика. Ближе к концу статьи мы рассмотрим и некоторые советы, которые помогут вам узнать, как проверить генератор самостоятельно. Но давайте сначала узнаем о внутреннем устройстве узла.

Существуют генераторы постоянного и переменного тока. В наше время легковые автомобили комплектуются устройствами переменного тока с интегрированным выпрямителем, который также называю диодным мостом. Именно эта деталь обеспечивает превращение переменного тока в постоянный, который необходим для функционирования электрических устройств в машине. В большинстве случаев диодный мост расположен в корпусе либо крышке генератора. Как правило, он встроен в одну из этих деталей.

Электрическое оборудование современного автомобиля может работать лишь в заданном диапазоне токов по напряжению. Очень часто рабочим считается напряжение от 13,8 до 14,7 Вольт. Поскольку генератор соединен с коленвалом мотора с помощью специального ремня, его работа напрямую зависит от скорости движения транспортного средства и текущих оборотов двигателя.

С целью сглаживания получаемого тока используется реле-регулятор напряжения. По сути, он используется как стабилизатор и помогает выровнять рабочее напряжение, в котором не должно быть провалов и скачков. Многие автомобильные генераторы комплектуются регуляторами напряжения интегрального типа, которые автомобилисты называют «таблетками» или «шоколадками».

Классификация неисправностей генератора

Поскольку автомобильный генератор представляет собой устройство электромеханическое, основные его неисправности разделяют на две категории – электрические и механические. Электрическими неисправностями являются поломки диодного моста, межвитковые замыкания, повреждения обмоток, поломки реле-регулятора, выгорание щеток и их износ, а также пробои.

А вот к механическим неисправностям можно отнести повреждение крепежных элементов, проблемы с подшипниками, разрушение корпуса генератора, нарушение правильной работы ременного привода и прочие неисправности, которые не имеют никакой связи с электрической «начинкой» генератора.

Очень часто признаки, свидетельствующие о поломке генератора, вызваны абсолютно иными проблемами, появившимися ранее. Например, неисправность генератора может быть следствием обгоревших контактов, расположенных в корпусе замка зажигания. Иногда лампочка, свидетельствующая о том, что генератор не работает, горит по причине поломки реле.

Типичные признаки неисправности генератора в авто:

  1. Аккумулятор перезаряжается или разряжается .
  2. На запущенном моторе горит либо мигает лампочка разряда АКБ .
  3. Существенное увеличение яркости света фар при росте оборотов. Такое может происходить во время перегазовки после холостого хода, однако яркость фар не может расти постоянно.
  4. Слишком слабый звуковой сигнал, недостаточно яркий свет фар при запущенном двигателе.
  5. Наличие специфических звуков, которые издает генератор.

Эксперты рекомендуют периодически проверять натяжение ремня привода генератора и следить за его состоянием. При появлении малейших дефектов, например, трещин, ремень необходимо заменить .

Способы диагностики неисправностей

Многие автолюбители привыкли проверять генератор старыми методами, которые запрещено использовать на современных авто. Например, некоторые «гаражные» мастера советуют скинуть клемму с аккумулятора. Такое решение может вызвать выход из строя различной электроники автомобиля, поэтому рисковать не стоит.

Диагностика генераторов сегодня проводится с помощью определения напряжения в электросети либо проверки устройства с использованием специального оборудования. На первом этапе специалист определяет напряжение на клеммах АКБ. Затем он запускает мотор и выполняет замер уже на работающем движке.

На заглушенном двигателе напряжение должно составлять примерно 12 Вольт, а вот после запуска агрегата показатель должен достигать отметки 13,8-14,7 Вольт. Если напряжение большее, это признак «перезаряда», который вызван поломкой реле-регулятора. Если присутствует отклонение в меньшую сторону, подача тока не происходит. Причина может заключаться в выходе из строя цепей либо неисправности генератора.

Причины неисправностей

Как правило, основные причины неисправности генератора – это появление коррозионных процессов и обычный эксплуатационный износ. Практически все механические поломки – результат продолжительного использования узла. В новых автомобилях генераторы комплектуются подшипниками закрытого типа, которые периодически нуждаются в замене. Это же касается и электрической составляющей устройства – нередко их просто приходится менять в сборе.

Дополнительные факторы, которые вызывают поломки:

  • плохое качество деталей
  • ненормальные условия эксплуатации
  • воздействие повышенных температур, соли, грязи, жидкостей и химических дорожных реагентов.

Проверка генератора своими руками

Простейший вариант для тех, кто не знает, как проверить генератор, заключается в осмотре предохранителя. Если элемент работает, переходим к самому генератору. Необходимо убедиться в том, что ремень не порван, ротор вращается беспрепятственно, а корпус не имеет повреждений. Далее осуществляется диагностика контактных колец и щеток. Щетки периодически нужно менять. Если вы заметили слишком сильное искрение, это свидетельствует о необходимости покупки новых щеток генератора. Иногда неисправности автогенератора вызваны выходом из строя статора.

Специалисты отмечают, что чаще всего из механических компонентов генератора ломаются подшипники. Определить их износ можно по характерному свистящему звуку во время работы генератора. Изношенные подшипники надо менять в обязательном порядке. Иногда генератор работает недостаточно эффективно из-за слишком слабого натяжения ремня привода. Очень часто такой свист появляется во время разгона авто.

Диагностика обмотки возбуждения ротора выполняется с помощью мультиметра. На приборе следует выбрать режим определения сопротивления и подключить его к контактным кольцам агрегата. Сопротивление должно составлять в пределах 1,8-5 Ом. Если вы видите более низкие показатели, в витках произошло короткое замыкание. Если же показатели выше упомянутых значений, произошел обрыв обмотки.

Чтобы проверить обмотки статора генератора на «пробой на массу», отключаем их от выпрямительного блока. Если  мультиметр отображает показания сопротивления с бесконечно большими параметрами, отсутствует нормальный контакт обмоток с корпусом (т.е. «массой»).

Диоды в выпрямительном блоке тестируются также с помощью мультиметра (предварительно отключаем от обмоток статора). Выбираем рабочий режим «проверка диодов». Красный щуп следует подключить к «+» либо «-»выпрямителя, а вот черный щуп (минусовой) соединяется с выводом фазы.

Затем щупы следует поменять местами. Если при выполнении такой процедуры показания прибора значительно отличаются от прежних, диод работает нормально. Если же отличий нет, диод вышел из строя. Неисправность диодного моста генератора подтверждает и окисление контактов в результате перегрева радиатора.

Ремонт генератора и устранение неисправностей

Поломки механического типа «лечатся» банальной заменой неработоспособных компонентов на новые либо рабочие. На старых генераторах нередко протачивают контактные кольца. Ремни привода генератора следует менять при разрыве, чрезмерном растяжении или наличии видимых дефектов. Роторы и статоры, обмотки которых получили повреждение, рекомендуется менять, так как перемоткой уже практически никто не занимается.

Источники: http://www.avtodiagnostika.info/generator-opisanie-diagnostika-neispravnostej/, http://nashikolesa.ru/pod-kapotom/samye-rasprostranennye-neispravnosti-generatora, http://avtopub.com/generator-ne-rabotaet-ishhem-prichinyi-neispravnosti/








Комментариев пока нет!

Поделитесь своим мнением