Тоннажом Или Тоннажем Как Правильно



тоннажом или тоннажем как правильно

Тоннаж кораблей

Среди бесчисленных подробностей, касающихся кораблей и самого судоходства, ничто так не ставит в затруднительное положение неопытного человека, как вопрос о величине судна.

Основные линейные размеры корпуса — такие, как длина, ширина, высота и осадка, очень просты, хотя измеряют их по-разному. Но вот объем и вес кораблей — это другое дело!

Когда мы слышим, что судно в 10 000 тонн спущено на воду или потерпело аварию, то это еще вовсе не значит, что мы можем правильно представить себе его величину.

Ведь есть по меньшей мере три способа измерять тоннаж корабля: по весу, по вместимости и по грузоподъемности.

Начнем с водоизмещения. Как показывает само название, тоннаж водоизмещения — это вес воды, вытесняемой кораблем при плавании и равный весу самого корабля (в тоннах). Водоизмещение порожнем — это вес пустого судна, — без груза, топлива, котельной воды и балласта водоизмещение в полном грузу — при наибольшей допустимой осадке.

На военно-морском флоте различают еще водоизмещение полное и стандартное. Последним называют вес корабля, находящегося в полной боевой готовности, но без запасов топлива, смазочного масла и котельной воды.

Далее следует измерение судна по вместимости. Понятно, что объемной мерой весовая тонна служить уже никак не может. Поэтому придумали особую регистровую тонну. Она равна 100 кубическим футам (2,83 куб. м). Если измеряют весь внутренний объем судна, все его закрытые помещения («валовую вместимость»), то говорят о регистровом тоннаже брутто. А регистровым тоннажем нетто называют «чистую вместимость» судна. Для того, чтобы вычислить тоннаж нетто, достаточно из тоннажа брутто вычесть объем всех помещений, не приносящих дохода, то есть жилые и санитарные помещения для команды, помещение рулевой машины, штурманские рубки, шкиперские кладовые и тому подобное.

Третий способ измерения тоннажа судна — по его грузоподъемности. Полная грузоподъемность, или дедвейт, — это действительный вес груза в тоннах, топлива и воды, запасов продовольствия, которые поднимает судно при наибольшей осадке. Тоннаж дедвейта — это разница в весе между порожним судном и полностью загруженным. Дедвейт всегда дается средний, потому что этот тоннаж меняется с сезоном. Например, летний дедвейт может быть 8 600 тонн, а зимний — только 8 300.

Отношение дедвейта к 100 тоннам брутто тоннажа — разное для отдельных типов судов. Так, у пассажирских кораблей со скоростью свыше 17 узлов на 100 брутторегистровых тонн приходится только 55 тонн дедвейта у товаро-пассажирских со скоростью от 14 до 16 узлов — 100 тонн дедвейта у грузовиков со скоростью от 12 до 14 узлов— 139 тонн и у грузовиков со скоростью до 12 узлов — 165 тонн дедвейта. Таким образом, дедвейт увеличивается, если скорость уменьшается, а это значит, что тихоходные суда экономичнее, они выгоднее на неспешной работе.

Наконец, полезной или чистой грузоподъемностью судна называют остаток от дедвейта за вычетом топлива, воды и разных запасов, необходимых в плавании.

Итак, вы теперь знаете, что кроме водоизмещения в ходу у моряков есть регистровый тоннаж — условная мера вместимости, есть дедвейт — наиболее важное понятие для грузового судна, указывающее вес всего, что можно погрузить на него и есть еще чистая грузоподъемность, которую удается считать определенной лишь в том случае, если берут «нормальный» запас топлива и воды.

Вот почему одно и то же судно может иметь водоизмещение порожнем в 3 700 тонн и на полном грузу — 14 200 тонн вместимость — 7 176 тонн брутто, 4 380 тонн нетто 10 550 тонн дедвейта и 9 600 тонн чистой грузоподъемности.

Несмотря на столетние успехи науки и техники, на тесное сотрудничество кораблестроителей и моряков, в мире еще не существует одних мер определения размеров корабля. Понятно, что тонна водоизмещения, самая простая и точная мера, в торговом судоходстве не годится. Моряку совершенно не важно знать, сколько весит его судно он интересуется тем, сколько оно поднимет груза, — это основа его работы.

А груз на корабле может быть двух родов: большой плотности и сравнительно малого объема (например, цемент, руда, железо, уголь, зерно, металлические детали) и легкий: дерево, хлопок, разнообразные промышленные товары в упаковке (генеральный или штучный груз). Поэтому в первом случае приходится принимать груз на борт по весу, а во втором случае — по объему. Тяжелый и плотный груз даст судну предельную осадку без полного использования объема трюмов, а легкий — заполнит всё судно и не «затопит» его до грузовой ватерлинии.

Сравнительная величина судов, особенно когда их видят в море, обманчива. Многие зрители не замечают большой разницы, скажем, между электроходами «Вячеслав Молотов» и «Россия», когда они идут вдали от берега. А между тем регистровый тоннаж брутто у первого почти в два раза меньше, чем у второго. Объем неожиданно резко возрастает уже при малом увеличении длины корпуса.

В XX столетии средние размеры пассажирских и грузовых судов выросли с удивительной быстротой. Трансатлантические пароходы, рекордсмены скорости, имели в конце XIX века вместимость 15 000 тонн брутто, а ныне — даже 85 000 тонн. Раньше океанские грузовики обладали средним дедвейтом в 2 500 тонн, теперь их тоннаж поднялся до 10 000 тонн.

Поделиться в соц. сетях

ТОННАЖ

(Tonnage) — для военных кораблей под словом Т. понимается водоизмещение корабля, выраженное в тоннах. Для торгового судна водоизмещение не является показательным, т. к. для эксплуатационных целей важно знать приспособленность судна к перевозке грузов, т. е. его грузоподъемность и грузовместимость. Таким образом, следует отличать следующие виды Т. 1. Водоизмещение , или вес судна в тоннах. 2. Грузоподъемность-дедвейт, или полная грузоподъемность судна в тоннах. 3. Грузоподъемность полезная, или чистая — вес в тоннах грузов, которые могут быть перевезены в грузовых помещениях судна. 4. Грузовместимость судна — объем в кубометрах или кубофутах трюмов судна, приспособленных для перевозки грузов. 5. Регистровая валовая, или полная, вместимость судна — вместимость брутто-гросс-тоннаж, брутто-регистровый тоннаж, выраженный в регистровых тоннах. Обычно этот Т. называется регистровым Т. 6. Регистровая чистая вместимость судна — вместимость нетто, нетто-регистровый тоннаж.

Для практических целей можно руководствоваться следующими приближенными соотношениями между различными элементами, определяющими те или иные виды Т.:

V нетто = 2/3 V брутто = 4/9 Pg = 8/ 27 D. где: V нетто — чистая регистровая вместимость, или вместимость нетто (Net register tonnage) V брутто — валовая, или полная, регистровая вместимость, или вместимость брутто (Gross register tonnage — GRT) Pg — грузоподъемность-дедвейт (Deadweight) D — водоизмещение в полном грузу (Displacement).

Самойлов К. И. Морской словарь. - М.-Л. Государственное Военно-морское Издательство НКВМФ Союза ССР. 1941

Тоннаж

количественная характеристика судна соответствующая его весовому водоизмещению. Термин «тоннаж» иногда применяется в виде характеристики всего транспортного флота одной или нескольких стран, что дает представление о транспортных возможностях страны. В период броненосного флота термин «тоннаж» применялся в качестве количественной характеристики военного флота.

EdwART. Толковый Военно-морской Словарь. 2010

Толковый словарь

На сегодняшний день на сайте представлены 4 словаря, словарная база которых содержит более 325 000 статей. Быстрый поиск сразу по всем словарям.

Большой Энциклопедический словарь

Большой Энциклопедический словарь - универсальное энциклопедическое издание, самое большое в отечественной практике по широте охвата тем и содержания. Он содержит 100 000 статей и адресован самому широкому кругу читателей. В словаре отражены все сферы жизни общества - история и современность, экономика и география, наука и техника, живопись и литература, кино и музыка. Читатель найдет статьи из области права и политики, гуманитарных и естественных наук, медицины, философии, религии. 30 000 статей отведено биографиям исторических личностей и политиков, деятелей науки и искусства, театра и кино, лауреатов Нобелевских премий, академиков ведущих академий мира, писателей, звезд сцены, спортсменов и т.д. Также содержит статьи о ведущих компаниях планеты. 5 000 статей о растительном и животном мире, о многообразии жизни на Земле. Данные в статьях приводятся по состоянию на 2003 год.

Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

Современный толковый словарь русского языка под редакцией Т.Ф.Ефремовой - самый полный среди существующих толковых словарей по объему словника (около 160 000 словарных статей и более 253 000 семантических единиц). Словник словаря отражает лексический состав русского языка рубежа XX-XXI веков. Помимо общеупотребительной, в словарь вошла и основная терминологическая лексика, в том числе заимствованная в последние годы. Грубая, жаргонная и бранная лексика не включалась.

Толковый словарь живого великорусского языка Даля

Словарь живого великорусского языка В. И. Даля самый знаменитый русский толковый словарь. Несмотря на существование словарей-предшественников, диалектных, диахронических, жаргонных словарей, многотомных современных лексикографических описаний, время от времени оказывается, что Словарь Даля отражает русский язык точнее или полнее. Это собрание русской лексики, относящейся, по преимуществу, к диалектам и профессиональным жаргонам, составленное дилетантом-самоучкой, который неоднократно призывал писать как говорим, ратовал за полное избавление русского языка от иноязычных заимствований. Толковый словарь содержит некоторое количество недостоверного материала (окказиональных слов), временами грешит против грамматики (например, приставка регулярно называется предлогом), но парадоксально точно передает как языковые реалии XIX века, так и выразительность доныне существующих говоров.

Толковый словарь русского языка Ушакова

Толковый словарь русского языка под редакцией Д.Н.Ушакова, - лучший толковый словарь русского языка советской эпохи. В авторский состав коллектива вошли такие филологи отечественного языкознания, как Д.Н.Ушаков, В.В.Виноградов, С.И.Ожегов, Г.О.Винокур, Б.А.Ларин и Б.В.Томашевский. Кроме общеупотребительных слов, в словаре приведены термины, используемые в науке и технике, а также слова, обозначающие явления и реалии культурной и общественной жизни. Словарная статья включает толкование слова, грамматическую и стилистическую характеристики, этимологическую справку.

ТОННАЖ

(Tonnage) — для военных кораблей под словом Т. понимается водоизмещение корабля. выраженное в тоннах. Для торгового судна водоизмещение не является показательным, т. к. для эксплуатационных целей важно знать приспособленность судна к перевозке грузов, т. е. его грузоподъемность и грузовместимость. Таким образом, следует отличать следующие виды Т. 1. Водоизмещение , или вес судна в тоннах. 2. Грузоподъемность-дедвейт, или полная грузоподъемность судна в тоннах. 3. Грузоподъемность полезная, или чистая — вес в тоннах грузов, которые могут быть перевезены в грузовых помещениях судна. 4. Грузовместимость судна — объем в кубометрах или кубофутах трюмов судна, приспособленных для перевозки грузов. 5. Регистровая валовая, или полная, вместимость судна — вместимость брутто-гросс-тоннаж, брутто-регистровый тоннаж, выраженный в регистровых тоннах. Обычно этот Т. называется регистровым Т. 6. Регистровая чистая вместимость судна — вместимость нетто. нетто-регистровый тоннаж.

Для практических целей можно руководствоваться следующими приближенными соотношениями между различными элементами, определяющими те или иные виды Т.:

V нетто = 2/3 V брутто = 4/9 Pg = 8/ 27 D. где: V нетто — чистая регистровая вместимость, или вместимость нетто (Net register tonnage) V брутто — валовая, или полная, регистровая вместимость, или вместимость брутто (Gross register tonnage — GRT) Pg — грузоподъемность-дедвейт (Deadweight) D — водоизмещение в полном грузу (Displacement).

Основы теории судна. Эксплуатационные, мореходные и маневренные качества

Эксплуатационные качества судна

Наиболее характерными для маломерного судна эксплуатационными качествами являются:  пассажировместимость , грузоподъемность. водоизмещение и скорость.

Пассажировместимость — показатель, равный числу оборудованных  мест для размещения людей на судне. Пассажировместимость зависит от грузоподъемности:

При этом округление полученного результата производится до меньшего целого числа. На маломерном судне наличие оборудованных сидячих мест должно соответствовать установленной для данного судна пассажировместимости.

Пассажировместимость ориентировочно можно рассчитать по формуле:

      N=Lнб Bнб/K  . чел.,

где К - эмпирический коэффициент, принимаемый равным: для моторных и гребных лодок - 1,60 для катеров - 2,15.

Грузоподъемность — полезная нагрузка судна, включающая в себя массу людей и багажа согласно пассажировместимости. Различают дедвейт и чистую грузоподъемность.

Дедвейт - это разность между водоизмещениями в полном грузу и порожнем.

Чистая грузоподъемность - это масса только полезного груза, который может принять судно.

Для больших судов единицей изменения грузоподъемности служит тонна, для малых - кг. Грузоподъемность С можно рассчитать по формулам, а можно определить и опытным путем. Для этого на судно при водоизмещении порожнем, но со снабжением и запасом горючего, последовательно помещают груз до достижения судном ватерлинии, соответствующей минимальной высоте надводного борта. Масса помещенного груза соответствует грузоподъемности судна.

Водоизмещение . Различают два вида водоизмещения - массовое (весовое) и объемное.

Массовое (весовое) водоизмещение - это масса находящегося на плаву судна, равная массе вытесненной судном воды. Единицей измерения служит тонна.

Объемное водоизмещение V - это объем подводной части судна в м3. Расчет производится через главные измерения:

где S - коэффициент полноты водоизмещения, равный для маломерных судов 0,35 - 0,6, причем меньшее значение коэффициента присуще для небольших судов с острыми обводами. Для водоизмещающих катеров S = 0,4 - 0,55, глиссирующих S= 0,45 - 0,6, моторных лодок 5 - 0,35 - 0,5, для парусных судов этот коэффициент колеблется от 0,15 до 0,4.

Скорость - это расстояние, проходимое судном за единицу времени. На морских судах скорость измеряется в узлах (миля в час), а на судах внутреннего плавания - в километрах в час (км/ч).   Судоводителю маломерного судна рекомендуется знать три скорости: наибольшую (максимальную), которую судно развивает при максимальной мощности двигателя наименьшую (минимальную), при которой судно слушается руля среднюю - наиболее экономную при сравнительно больших переходах. Скорость зависит от мощности двигателя, размеров и формы корпуса, загрузки судна и различных внешних факторов: волнения, ветра, течения и т. д.

Мореходные качества судна

Способность судна держаться на плаву, взаимодействовать с водой, не переворачиваться и не идти ко дну при затоплении характеризуется его мореходными качествами. К ним относятся: плавучесть, остойчивость и непотопляемость.

Плавучесть.  Плавучесть - это способность судна держаться на поверхности воды, имея заданную осадку. Чем больше груза помещать на судно, тем глубже оно будет погружаться в воду, но не потеряет плавучести до тех пор, пока вода не начнет поступать внутрь корпуса.

В случае течи в корпусе или пробоины, а также попадания воды во время штормовой погоды внутрь судна, увеличивается его масса. Поэтому судно должно иметь запас плавучести.

Запас плавучести - это непроницаемый для воды объем корпуса судна, находящийся между грузовой ватерлинией и верхней кромкой борта. При отсутствии запаса плавучести судно затонет при попадании внутрь корпуса даже небольшого количества воды.

Необходимый для безопасного плавания судна запас плавучести обеспечивается приданием судну  достаточной высоты надводного борта, а также наличия водонепроницаемых закрытий и переборок между отсеками и  блоками плавучести — конструктивными элементами внутри корпуса маломерного судна в виде сплошного блока из материала (например, пенопласта), имеющего плотность меньше единицы. При отсутствии таких переборок и блоков плавучести любая пробоина подводной части корпуса  приводит к полной потере запаса плавучести и гибели судна.

Запас плавучести зависит от высоты надводного борта - чем выше надводный борт, тем больше запас плавучести. Этот запас нормируется минимальной высотой надводного борта, в зависимости от величины которой для конкретного маломерного судна устанавливаются район безопасного плавания и допустимое удаление от берега. Однако злоупотреблять высотой надводного борта нельзя, так как это отражается на другом не менее важном качестве — остойчивости

Остойчивость. Остойчивость - это способность судна противостоять силам. вызывающим его наклонение, а после прекращения действия этих сил (ветер, волна, перемещение пассажиров и др.) возвращаться в первоначальное положение равновесия. Одно и то же судно может иметь хорошую остойчивость при расположении в нем груза близко к днищу и может частично или полностью потерять остойчивость, если груз или людей разместить несколько выше

Различают два вида остойчивости: поперечную и продольную. Поперечная остойчивость проявляется при крене судна, т.е. при наклонениях его на борт.  Во время плавания на судно действуют две силы: тяжести и поддержания. Равнодействующая D (рис. 1, а) силы тяжести судна, направленная вниз, будет условно приложена в точке G, называемой центром тяжести (ЦТ), а равнодействующая А сил поддержания, направленная вверх, будет условно приложена в центре тяжести С погруженной в воду части судна, называемом центром величины (ЦВ). Когда судно не имеет дифферента и крена, ЦТ и ЦВ будут расположены в диаметральной плоскости судна (ДП).

Рис 1 Расположение равнодействующих сил тяжести и поддержания относительно друг друга при различных положениях судна

Точка М будет называться начальным метацентром, а расстояние ho от нее до центра тяжести G — начальной метацентрической высотой.

Источники: http://pbazhov.ru/tonnazh-korablej.html, http://dic.academic.ru/dic.nsf/sea/9281/%D0%A2%D0%9E%D0%9D%D0%9D%D0%90%D0%96, http://slovorus.ru/index.php?a=ID=185044pg=40s=%D2w=%D2%CE%CD%CD%C0%C6, http://slovarix.ru/morskoy_slovar/page/tonnaj.11736, http://kamstorm.ru/info/ustroy/tus.php








Комментариев пока нет!

Поделитесь своим мнением