Автомобили С Автоматической Коробкой Передач



автомобили с автоматической коробкой передач

Правила управления автомобилями с АКПП

В последнее время среди покупателей все большей популярностью пользуются автомобили с «автоматом», поскольку управлять такой машиной намного проще и, как утверждают многие эксперты, безопаснее, поскольку водитель может полностью сконцентрироваться на дороге. Многие автолюбители, между тем, не представляют, что управление автоматической коробкой передач также требует определенных знаний и навыков .

В самом деле, ездить на машине с АКПП гораздо проще, ведь от водителя требуется только включить режим «Драйв» и нажимать педали акселератора и тормоза, все остальное автомобиль сделает сам. Он не заглохнет при трогании, не откатится назад, если придется стартовать на подъеме, наконец, он не отвлекает водителя от дороги необходимостью работать с рычагом коробки передач. Однако чтобы преждевременно не испортить дорогостоящий узел, необходимо знать правила обращения с ним и его устройство. На эту тему существует немало обучающих видеороликов в сети интернет.

Что такое АКПП

При езде на машине с механической коробкой передач, водитель вынужден вручную изменять передаточные числа, чтобы добиться оптимального соотношения скорости автомобиля, расхода горючего и дорожных условий. Иными словами, при езде по хорошо укатанному асфальту, нужно включить высшую передачу, которая обеспечит высокую скорость передвижения и минимальный расход горючего. И, наоборот, на проселочной дороге нужно включить пониженную передачу, чтобы в распоряжении водителя были максимальный крутящий момент и мощность, которые позволят преодолеть труднопроходимые участки. От водителя при этом требуется контролировать показания спидометра и тахометра, оценивать состояние дорожного покрытия, работать сцеплением и рычагом переключения передач.

Если же машина оснащена АКПП, то все вышеперечисленные операции выполняются без человеческого вмешательства. Особенно удобна автоматическая коробка передач для начинающих водителей, поскольку избавляет их от главной сложности – трогания с места.

Принцип работы автоматической коробки передач

Автоматическая КПП состоит из двух основных компонентов: гидромеханического узла и системы управления. Как нетрудно догадаться, первый выполняет основную работу – передает от двигателя к ведущим колесам крутящий момент, а вторая определяет порядок работы.

Система управления АКПП включает в себя блок управления, входные датчики, исполняющие механизмы. В систему управления входят датчики, определяющие:

  • положение рычага селектора
  • частоту вращения на входе коробки и выходе из нее
  • температуру масла
  • а также датчики режимов «кик-даун» и «типтроник», если АКПП имеет ручной режим.

Блок управления на основе информации, получаемой с датчиков, определяет порядок, в котором происходит переключение передач так, как заложено в программе. Помимо входных датчиков, блок управления получает данные от других систем автомобиля. АБС, электронной системы управления двигателем (ЭСУД), рулевого управления и климат-контроля.

От ЭСУД в блок управления АКПП передается информация о частоте вращения коленвала, положении дроссельной заслонки, положении педали газа. Вслед за этим, блок управления двигателем получает сигналы от системы управления АКПП и понижает крутящий момент в момент переключения передач.

На основании показаний датчиков других систем, блок управления коробкой передач определяет условия движения автомобиля:

  1. пробуксовку
  2. движение на подъем
  3. спуск
  4. повороты.

Современные автомобили оснащаются адаптивными «автоматами», т.е. теми, которые могут приспосабливаться под конкретного водителя. Блок управления оценивает такие параметры, как интенсивность разгона и торможения. На основании этой информации запускается тот или иной алгоритм работы АКПП. Помимо этого, блок управления адаптивной автоматической коробкой передач учитывает условия движения автомобиля: наличие прицепа, спуск, подъем, повороты, гололед, едет машина по городу или по трассе.

Более подробно с логикой и порядком работы АКПП можно ознакомиться на видео.

Режимы работы автоматической коробки передач

В отличие от «механики», где водитель самостоятельно выбирает конкретную передачу в зависимости от ситуации, на машине с АКПП при помощи селектора можно выбрать определенный режим ее работы, наиболее подходящий в конкретном случае.

Основных режимов, заложенных в блок управления автоматической коробки передач четыре:

  • P – паркинг
  • D – драйв (основной)
  • N – нейтраль
  • R – задний ход.

В режиме P блокируются ведущие колеса автомобиля. Он выбирается, когда машина запаркована. В этом режиме ее можно завести, в том числе при помощи автозапуска, без риска, что она поедет без водителя. Эффект от «паркинга» равноценен затянутому ручному тормозу. Несмотря на то, что производители рекомендуют пользоваться ручником, как правило, вполне достаточно перевести рычаг селектора в P-режим, чтобы исключить вероятность движения машины даже в случае остановки на уклоне.

D – это основной режим работы автоматической коробки передач. Когда он включен, достаточно будет просто отпустить педаль тормоза, и автомобиль поедет. С набором скорости и ростом оборотов коленчатого вала, блок управления дает команду на последовательное переключение передач вверх, с уменьшением, соответственно, вниз.

Если необходимо сбросить скорость, достаточно отпустить педаль газа, тогда автомобиль начнет торможение двигателем. При необходимости резкого ускорения, например, при обгоне, необходимо вжать педаль газа «в пол», это послужит коробке передач сигналом для включения пониженной передачи (режим «кик-даун»).

N – нейтральное положение рычага. Так блок управления разъединяет коробку передач и двигатель. Применяется он при длительной остановке автомобиля, например, в пробке, или при буксировке.

Наконец, R – режим заднего хода.

Помимо четырех основных, автоматическая КПП может иметь и дополнительные режимы, значительно расширяющие ее функциональность. К ним относятся:

  1. зимний режим, при выборе которого блок управления включает при трогании с места сразу вторую передачу для предотвращения пробуксовки ведущих колес (обозначается как W, Winter, Snow или изображением снежинки)
  2. D1, D2, D3 – режимы, ограничивающие выбор наивысшей передачи. В зависимости от цифры, это будут первая, вторая и третья соответственно. Это требуется при подъеме в крутую гору на сильно нагруженном автомобиле или при езде по плохим дорогам
  3. спортивный режим – при его включении блок управления отдает команды на включение высших передач только после того, как обороты двигателя поднимутся до максимального значения
  4. режим ручного переключения передач. Передачи переключаются водителем либо селектором, либо подрулевыми лепестками.

Правила эксплуатации автомобиля с АКПП

Сам по себе «автомат» – довольно надежный агрегат, и если соблюдать некоторые правила, на машине удастся проехать не одну сотню тысяч километров без ремонта и замены коробки передач.

Правило первое

Чтобы тронуться с места или включить задний ход, достаточно просто нажать педаль тормоза. После этого включить нужный режим (D или R) и отпустить тормоз. Среди автовладельцев также существует мнение, что для перевода автоматической коробки передач из режима D в режим R или наоборот, необходимо вначале включить нейтраль (N). Специалисты утверждают, что это мнение ошибочно, поскольку в таком случае водитель вынуждает коробку передач совершить лишнее переключение, что ведет к ускоренному выходу ее из строя.

Правило второе

Трогаться, как вперед, так и назад, нужно только после того, как передача полностью включится, о чем свидетельствует характерный толчок.

Правило третье

Нельзя включать нейтраль во время движения. Автомобиль должен двигаться накатом, поскольку, во-первых, это небезопасно, а во-вторых, последующее включение передачи может спровоцировать серьезную поломку автоматической коробки передач.

Правило четвертое

При длительныой остановке лучше поставить машину на нейтраль, это позволит избежать перегрева масла в коробке передач.

Правило пятое

По возможности избегать буксировки автомобиля с АКПП. а если иным способом добраться до станции технического обслуживания нет, то двигаться с невысокой скоростью, на небольшое расстояние. В противном случае риск выхода из строя коробки передач достаточно велик.

Как оцениваете статью?

Чудо техники - автоматическая коробка передач

МКП и АКП

Как было описано в предыдущих статьях, источником «положительной» силы, позволяющей автомобилю двигаться в направлении, заданном водителем, является двигатель. Процесс воспламенения паров топлива, происходящий в его недрах создает вращение, которое через ряд промежуточных звеньев передается на ведущую ость автомобиля, заставляя, в конечном счете, колеса вращаться. Одним из таких промежуточных звеньев является так называемая Коробка Переменных Передач (КПП или просто КП). В задачу коробки передач входит выбор наиболее эффективного в данный конкретный момент способа передачи вращения от двигателя к колесам.

В упрощенном варианте, коробку передач можно представить как группу шестеренок различного радиуса, причем первой передаче соответствует самая крупная шестеренка, второй — шестеренка поменьше, и так далее вплоть до самой высшей передачи с шестеренкой обладающей самым малым радиусом. В каждый момент времени при движении вперед, когда включена та или иная передача, коробкой задействована соответствующая ей шестеренка.

Каждая из шестеренок имеет свои рабочие характеристики — минимальную и максимальную допустимые для нее скорости, а также соответствующие ей тяговые свойства. Такие детали для каждой модели автомобиля указываются в инструкции по эксплуатации. Общая закономерность такова — чем больше шестеренка, тем ниже ее рабочие скорости, меньше диапазон этих скоростей, но выше тяговая способность. Так, первая передача (с самой крупной шестеренкой) используется практически исключительно для трогания или тонких маневров, для скоростного же движения по горизонтальной поверхности, где тяговые свойства уже не важны, наоборот, используется повышенная передача, благодаря малому радиусу своей шестеренки наиболее эффективно передающая вращение от двигателя к колесам. В нейтральном положении коробки передач не используется ни одна из шестеренок, и вращение от двигателя к колесам не передается.

Существует два вида Коробок Переменных Передач:

Механическая (МКП или МКПП) — в этом случае водитель сам определяет, какую из передач и, соответственно, шестерней использовать для передачи вращения на колеса, переключая их по мере необходимости при помощи рычага коробки передач. Этот метод требует дополнительного внимания, но является более дешевым, гибким и экономичным в плане расхода топлива.

Автоматическая (АКП или АКПП) — к этой группе относят все виды коробок (чье техническое устройство может достаточно сильно варьироваться), которые принимают решение о переключении передачи самостоятельно. Общим для всех видов АКПП подходом является избавление водителя от необходимости беспокойства о переключении шестерней. Решение о переключении принимается автоматикой, которая не всегда может оказаться достаточно сообразительной и правильно предугадать Ваши дальнейшие действия. С другой стороны, современные автоматы достаточно сообразительны, а кроме того они позволяют задавать желаемые настройки движения.

Типы АКП

Наиболее распространенными типами автоматов можно считать следующие:

Гидромеханический тип — традиционный тип, постепенно вытесняемый более современными. В этом случае двигатель не связан с колесами напрямую. Крутящий момент передается посредством двух турбин через рабочую жидкость.

Вариатор — более совершенная версия АКПП, отличающаяся плавностью переключения и меньшим расходом топлива в сравнении с традиционной гидромеханикой.

Робот — этот тип коробки сочетает в себе начинку МКПП и интерфейс традиционного автомата. Работой по выжиманию сцепления и переключению передач занимаются электроприводы. К плюсам этого типа относится низкий расход топлива, сопоставимый с расходом МКПП, к минусам относится плохая реакция робота на динамичную перемену скорости движения.

Типтроник — система КПП, объединяющая в себе интерфейс автомата и механики — водитель может по желанию самостоятельно выбирать наиболее удобный для себя режим.

Движение с АКП

Типичный автомат имеет следующий режимы:

  • Р (Park - парковка) — используется для парковки автомобиля. Используется в связке с ручным тормозом.
  • R (Reverse - назад) — используется для движения задним ходом.
  • N (Neutral - нейтраль) — используется для стоянки без выключения двигателя или при буксировке.
  • D (Drive - движение) — используется для движения вперед. Выбор передачи при этом возлагается на автомат.
  • L (Low - низкий) — используется при необходимости передвижения на пониженной передачи, например, для прохождения сложных участков пути.

Запрещается включение режимов P и R до того, как автомобиль остановился полностью.

Начало движения на автомобиле с АКП в технической части гораздо проще, чем в случае МКП. Необходимо:

  1. Нажать на педаль тормоза
  2. Включить режим D
  3. Отпустить педель тормоза

Автомобиль начнет движение.

Так же просто и прекращать движение:

  1. Применять нажатие педели тормоза до полной остановки.
  2. Включить режим P

Источники: http://znanieavto.ru/kpp/upravlenie-avtomaticheskoj-korobkoj-peredach.html, http://ru-cars.net/single-article/article/2235








Комментариев пока нет!

Поделитесь своим мнением